Сразу надо оговориться - эта статья не дает строгих оценок существующим на рынке заправочных станций компаниям. Невозможно однозначно определить, на какой заправочной станции стоит заправляться - основная часть российских автолюбителей ориентировано на знакомые АЗС и не задумывается к смене предпочтений относительно топливных компаний.

Но можно предпринять попытку классификации заправочных станций Петербурга по определенным параметрам. С чего начинать? Пожалуй, сперва стоит поговорить о понятии “бренд”, которое имеет в вопросе выбора станции довольно существенное значение.

Существует мнение, что по-настоящему качественный бензин разливают на популярных АЗС, пользующихся конкретной репутацией и активно себя рекламирующих. Подобная точка зрения имеет право на жизнь, но с одной оговоркой - пользоваться известным названием имеет право даже никому незнакомая частная фирма, с условием заключения договора и отчислений за торговлю под разрекламированной вывеской.

Если рассмотреть полный список АЗС Спб и Ленинградской области, то можно сделать вывод о том, что в черте Петербурга находятся заправки более-менее известных торговых марок, а небольшие топливные компании размещают АЗС преимущественно в областных районах. На самом же деле и в городе существует множество новых игроков на рынке, которые прикрываются широко известными брендами. За последние годы такая система торговли получила очень широкое распространение. Говорить о том, что это обман потребителя не стоит, ведь, в конце концов, крупные компании стараются следить за своим имиджем и, в той или иной степени, контролируют деятельность АЗС, действующих под их названием.

Итак, мы получаем множество заправочных станций различного происхождения, объединенных под весьма огрниченным перечнем названий крупных компаний. Чтобы не распыляться на подробное рассмотрение множества АЗС, ограничим список самыми распространенными в Петербурге: Лукойл, ПТК, Несте, Фаэтон, Шелл, Аэро. В этот список при желании можно было бы включить Славнефть и весьма популярную Киришиавтосервис, но все же эти компании занимают скорее периферийное положение.

Различие между ведущими топливными компаниями состоит не только в политике формирования цен на бензин - подобный критерий оценки весьма неоднозначен, ведь, как уже оговаривалось, под одним названием имеют право продавать бензин совершенно независимые друг от друга организации, каждая из которых устанавливает свою стоимость топливо. Разница в цене более очевидна при сравнении заправок Лен. Области и Петербурга, в черте города разброс меньше, при этом зачастую стоимость определяется еще и качеством дополнительных услуг.

Вопрос сервиса стоит рассмотреть подробно. Уже давно заправочные станции перестали являться просто местом, где восполняют недостаток топлива - движение по западному направлению развития торговли заставляет хозяев АЗС расширять список предлагаемых услуг. В контексте разговора о сервисных услугах введение критериев классификации вполне обосновано - все заправочные станции условно делятся на Econom, Medium и Premium классы.

Станции эконом-класса сейчас найти довльно сложно. С выходом на российских рынок иностранных компаний стало очевидно, что наличие хотя бы небольшого Мини-маркета способно в разы увеличить лояльность потребителя, поэтому все серьезные российские игроки данного рынка поспешно стали модернизировать свои заправочные станции. Если и существует шанс найти заправку, на которой можно лишь заправить автомобиль, то только в области.

В классе Medium расположились практически все петербургские заправочные станции. Разница, в основном, состоит в размерах и уровне ассортимента Мини-маркета, а также в списке дополнительных услуг. Критичным различием является способ заправки - на АЗС европейских компаний (Несте, Шелл) практикуется “самообслуживание”, иными словами сначала водитель заливает бензин, а потом платит за конкретное число литров. Подобный подход пришелся по душе многим водителям, это и правда удобно, так что, вероятнее всего, в ближайшее время подобная система торговли станет не редкостью и на российских заправках.

Premium-класс - это для России нечто новое, пока подобный уровень сервиса вызывает удивление. Однако скорость, с который завоевал сердца автовладельцев класс средний позволяет прогнозировать дальнейшее увеличение количества заправочных станций, предлагающих весьма значительный список дополнительных услуг. На сегодняшний же день в Петербурге себя позиционирует в данном классе лишь немецкая сеть Aero. Заправочные станции этой компании отличаются тщательно продуманным корпоративным стилем, индивидуальным подходом к каждому клиенту. Пока автомобиль обслуживают (а в списке сервисных услуг значатся уборка салона, мытье кузова, накачка шин и т.п.) водитель имеет право посетить “зону отдыха” с телевизором и доступ в Интернет. Число заправок Aero в Петербурге возрастает, а это значит, что премиум-класс пользуется определенной популярностью.

Подводя итог - делить заправочные станции на хорошие и плохие исключительно по принадлежности к определенной торговой марке нельзя. Качество бензина и его цену стоит определять исключительно для конкретной АЗС. В остальном, выбор заправки - вопрос личностных предпочтений и запросов в выборе уровня сервиса. Также не следует упускать возможность поинтересоваться мнением других автолюбителей, благо Интернет предоставляет широчайшие возможности по обмену информацией, в том числе и относительно заправочных станций.