Модерн (от фр. moderne – современный) – популярное направление в искусстве второй половины XIX – начала XX века, пришедшее на смену эклектике.

Стиль эклектики заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей, модерн же противопоставил эклектизму новые художественные приемы. Наиболее заметной особенностью нового стиля стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных и изогнутых. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира.

В каждой стране возникало свое наименование стиля: в Англии – «модерн» (новый стиль), во Франции – «ар нуво», в Германии – «югендстиль» (молодой стиль), в США – «тиффани» (по имени Луиса Комфорта Тиффани), в Италии – «стиль либерти», в Австрии – «сецессион».

Время возникновения этого направления – это время начала взаимопроникновения двух мировоззрений – Восточного и Западного. Модерн становится воплощением этого процесса в искусстве, отражая гармоничное сочетание двух систем восприятия мира. Мастера модерна – люди высокообразованные, хорошо знакомые с различными направлениями религиозной и философской мысли, о чём прекрасно свидетельствуют постоянно используемые символы различных религиозных эзотерических систем, не случайно возникающие в декоре и соответствующие задуманной автором идее того или иного помещения.

В убранстве дома соединение европейских и восточных художественных традиций выразилось в свободной планировке помещений, заимствованной у японских жилищ, а также привнесло в европейские дома моду на ширмы со сложным и тонким рисунком, черный лак и инкрустацию перламутром в аксессуарах и мебели.

В интерьерах модерна часто встречается свободная планировка, разноуровневый пол, расширенные оконные проемы. Один из принципов работы над интерьером - импровизация на выбранную тему. Стены помещений покрываются причудливыми, ассиметричными, прихотливо извивающимися линиями, становятся красочными. Используется цветовая гамма из приглушенных тонов, расцветка без оттенков. Стилизованный растительный орнамент модерна доминирует в декоративном убранстве мебели. Параллельно развивается конструктивная линия в мебели, где элемент декора сведен к минимуму.

Для модерна характерен поиск и использование новых материалов: железа, стекла, железобетона. В декоре фасадов и интерьеров применяются узорная керамическая облицовка, кованое гнутое железо с растительными переплетениями в декоративных решетках и перилах лестниц. Широко используются витражи, чаще всего с абстрактным пластичным рисунком сложных цветовых тонов и оттенков благородных сочетаний. Витражи применяются в интерьерах в качестве межкомнатных перегородок, в проемах дверей, в технике витража делаются и абажуры светильников.

Модерн с его культом красоты и изящества всегда современен. Со своей несколько сказочной витиеватостью, он совершенно органично вписывается и в квартиры многоэтажных домов и в загородные особняки, создавая у хозяев комфортное состояние души и тела. Новые поколения дизайнеров иногда детально воспроизводят обстановку, типичную для этого стиля начала прошлого века, воссоздавая его неповторимый шарм, а иногда адаптируют этот стиль к реалиям времени, например, проектируя кухни модерн из нержавеющей стали в сочетании с деревом. В этом случае сочетание дерева и металла звучит по-новому, не противореча стилю, а создавая его новый современный вариант.