Все предприятия различной формы собственности в соответствии действующим законодательством, обязаны вести бухгалтерский учёт своей деятельности. Бухгалтерская отчётность предприятия или организации включает в себя пять форм:
1. Бухгалтерский баланс
2. Отчет о прибылях и убытках
3. Отчет о движении капитала
4. Отчет о движении денежных средств
5. Приложение к бухгалтерскому балансу
Остановим свое внимание на первой форме отчетности – Бухгалтерском балансе. Баланс состоит из двух частей: Активной части, расположенной на левой стороне, и Пассивной части, расположенной на правой стороне Формы 1. Пассив – это источники образования имущества предприятия. Он состоит из трех разделов:
1. Капитал и резервы – в этом разделе находятся собственные средства предприятия. Самым первым источником финансовых ресурсов для образованного предприятия служит «Уставный капитал». Далее в процессе своей деятельности предприятие (АО) обязано создать «Резервный фонд», равный 15% от размера уставного капитала. Также в данном разделе может присутствовать статья «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и «Добавочный капитал». Наличие статьи «НП» свидетельствует о прибыльной деятельности предприятия. Наличие же статьи «Непокрытый убыток» свидетельствует об убыточной деятельности предприятия.
2. Долгосрочные обязательства – долгосрочные кредиты и займы
3. Краткосрочные обязательства – обязательства перед бюджетом по оплате налогов, обязательства перед рабочими по выплате заработной платы и т.д.
Активная часть баланса состоит из двух разделов:
1. Внеоборотные активы – здания, сооружения, незавершенное строительство, т.е. это все средства предприятия, которые переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции в течении длительного периода времени. Большая часть собственных средств организации должна находиться именно в этой части.
2. Оборотные активы – сырье, материалы, товары, дебиторская задолженность, денежные средства и т.д. Как показала практика, для нормального функционирования предприятия, в оборотных активах должно присутствовать не менее 10% собственных средств организации.
Как уточнение можно отметить, что в бухгалтерии американской модели, активы располагаются в порядке уменьшения ликвидности, а в бухгалтерском балансе российского предприятия активы организации располагаются в порядке увеличения ликвидности, то есть, перечисление начинается с менее ликвидных.