Остановка дизеля. Перевод СЭУ с одной нагрузки на другую, в том числе и при снижении ее, связан с изменением теплового состояния дизеля. Особенно опасна быстрая остановка дизеля, работающего с полной нагрузкой. Остановка дизеля без предварительного охлаждения может привести к перегреву головок поршней, крышек и втулок цилиндров, задирам поршней, поломке поршневых колец, отложению нагара на рабочих поверхностях втулок цилиндров и накипи в полостях охлаждения, появлению трещин в деталях, взрыву паров масла в картере и другим дефектам. Для предупреждения повреждений, которые могут возникнуть при резком изменении теплового состояния дизеля, останавливать его следует постепенно в течение 10—15 мин с определенной выдержкой времени на каждой ступени нагрузки. Вначале дизель переключают на облегченный тепловой режим с нагрузкой 25—30%, а затем — на режим малого хода. Рукоятку управления в положении «Стоп» устанавливают только при снижении температуры воды, выходящей из дизеля, до 50-60 °С. Нереверсивные дизели должны для этого 3—5 мин проработать вхолостую.
Немедленная остановка СЭУ допускается только в исключительных случаях, когда ее работа угрожает жизни людей или сохранности груза. Если дизель был остановлен на полном ходу средствами защиты (при срабатывании СПАСЗО), обслуживающий персонал должен принять меры для постепенного охлаждения его деталей (прокачать смазочную магистраль резервным насосом, провернуть коленчатый вал валоповоротным устройством и др.).
Обслуживание неработающего дизеля. После остановки дизеля некоторое время в нем необходимо поддерживать циркуляцию воды и смазочного масла, прокачивая соответствующие системы резервными насосами. Покачивание систем прекращают при понижении температуры воды на выходе до 30—35 °С. При остановке дизеля более чем на 12 ч закрывают вентили пусковых баллонов и запорный клапан воздушной магистрали, перекрывают топливопровод и магистраль забортной воды в системе охлаждения, открывают индикаторные краны и спускные краны на воздушных ресиверах и наддувочных коллектоpax. По мере остывания дизеля коленчатый вал проворачивают на 2—3 оборота, производят наружный осмотр СЭУ, обтирают дизели снаружи и смазывают вручную все детали, не обслуживаемые циркуляционной смазочной системой.
Для осмотра внутренних частей дизеля вскрывают крышки картерных люков. В картере может образоваться взрывоопасная концентрация паров масла, поэтому вскрывать крышки разрешается только через 10—15 мин после остановки дизеля. Осматривают и проверяют крепление маслопроводов, коренных и шатунных подшипников, других деталей и соединений, расположенных в картере, устраняют обнаруженные неисправности и закрывают крышки.
Если дизель остановлен на продолжительный срок (свыше 5 сут), удаляют воду из системы охлаждения и отстой из топливных и смазочных систем, смазывают наружные неокрашенные поверхности деталей и при необходимости заменяют масло. Не менее одного раза за 5 сут проворачивают коленчатый вал на несколько оборотов, причем после каждого проворачивания он должен быть остановлен в новом положении. Для выполнения этой операции смазочную систему прокачивают маслом и проворачивание коленчатого вала начинают только с появлением давления в магистрали после фильтра. В случае длительного бездействия дизель через каждые 7— 10 сут пускают на 10—15 мин с малой нагрузкой.
При подготовке дизеля к длительной стоянке в межнавигационный период удаляют воду из системы охлаждения и продувают ее сжатым воздухом; заполняют топливную систему, тнвд и прокачивают плунжерные пары и форсунки двигателя обезвоженным дизельным топливом; сливают смазочное масло из системы; промывают и очищают картер и фильтры; освобождают от загрязнения и масла внешние поверхности деталей и насухо протирают их чистой ветошью, после чего производят антикоррозионную обработку (консервацию) дизеля. В судовых условиях консервацию (покрытие рабочих и неокрашенных поверхностей деталей дизеля защитной пленкой) чаще всего выполняют смазочным маслом, обезвоженным при нагреве до 110—120 °С.
( инструкция см. каталоги двигателей www.vesenni.ru )