Кросс-кантри — самый популярный в мире вид соревнований по маунтинбайку, гонки по пересеченной местности со спусками, затяжными подъемами, скоростными и техническими участками.

Сразу следует уточнить, что кросс кантри — это в первую очередь спортивная дисциплина. Молодые велосипедисты-экстремалы часто путают понятия и называют кантрийщиками всех, кто не использует велосипеды с длинноходными амортизаторами, мощными рамами и широкими колёсами. Это утверждение в корне не верно. Кросс-кантри — это в первую очередь гонка, участие в которой колоссально повышает скоростную выносливость и технику владения велосипедом. Как и любая другая гоночная дисциплина, КК требует тренировок, причём тренировок очень серьёзных, чётко спланированных и регулярных. Ведь помимо хорошей техники езды, у гонщика должны присутствовать скорость, сила, выносливость и разносторонняя физическая подготовка.

Кросс-кантри - дисциплина более молодая, чем шоссейные велосипедные гонки и классический велокросс. В 1996 году кросс-кантри стало единственной из дисциплин маунтинбайка, признанной Олимпийским видом спорта. Соревнования по кросс-кантри проходят на замкнутых (кольцевых) трассах шорт-трек (длина трассы 2—5 км, обычно 6—10 кругов) и трассах классического кросс-кантри (длина трассы 5—9 км, 3—7 кругов). Кроме того проводятся кросс-кантри марафоны, где длина трассы может варьироваться в очень широких приделах. Они тоже проходят по пересечённой местности, но с меньшим количеством сложных участков, что компенсируется протяжённой дистанцией. Идеальной формой трассы для кросс-кантри считается трилистник. Гонки проходят по сильно пересеченной местности с крутыми спусками и подъемами, поворотами, “змейками” и т.п. На любительских гонках длина круга может существенно отличаться от олимпийского варианта в меньшую сторону.

Гонка проходит либо на время, либо на определенное количество кругов. После финиша лидера гонки все участники также завершают гонку при пересечении финишной линии. Таким образом, даже самый слабый участник может в свою силу проехать трассу и успешно закончить гонку. В финишном протоколе ему запишут несколько кругов отставания от лидера - фактически он проедет значительно меньшее расстояние, чем более сильные спортсмены, но тем не менее попадет в итоговый протокол и во время самой гонки не будет чувствовать себя “крайним”, так как постоянно будет находиться среди других соревнующихся. Простому зрителю со стороны будет даже не всегда понятно, что этот велосипедист отстает от остальных. Такая особенность кросс-кантри позволяет всем без исключения участникам на протяжении гонки равняться на лидеров и помогает новичкам и ветеранам чувствовать себя причастными к гонке, равноправными бойцами.

В России популярность кросс-кантри ежегодно растёт, год от года любительские соревнования привлекают все большее число участников. Во многих городах проложены трассы и проводятся регулярные соревнования, организуемые как энтузиастами велоспорта, так и Федерацией велоспорта России. Санкт-Петербург по праву занимает одно из ведущих мест в России по популярности кросс-кантри - здесь гонки проводятся в течение всего года практически без перерывов. Клуб XCnews проводит подавляющее большинство соревнований по этой дисциплине в Санкт-Петербурге: Кубок Шуваловского парка (8 этапов), ChillenGrillen Cup (3 этапа), Kuikoff Cup (3 этапа), серию кросс-кантри эстафет, а также несколько других гонок.

Официальными организациями, представляющими кросс-кантри, являются:

  • В России — Федерация велосипедного спорта России
  • В США — НОРБА (NORBA)
  • В Европе — Международный союз велосипедистов (Union Cycliste Internationale, UCI)

Для кросс-кантри обычно используется горный велосипед с прочной и легкой рамой (алюминиевой или карбоновой, реже титановой, с одной или двумя подвесками), с контактными педалями, позволяющими фиксировать ногу гонщика, с дисковыми или ободными тормозами. На соревнованиях обязательно использование шлема, защищающего голову участника.

Стоит всегда помнить, что кросс-кантри — дисциплина с повышенной физической нагрузкой. Необходимо это учитывать, и если вы начали ездить гонки - следить за состоянием здоровья, давать организму своевременный отдых, постараться наладить нормальный режим и питание.