Почему так часто бывает, что некоторые учат годами иностранный язык , могут читать и знают грамматику, но не могут говорить на нем, а кто-то за год уже может свободно общаться на языке, при этом не умея ни читать, ни писать на нем.

При общении с иностранцем имеется две разные задачи: сказать то, что Вам хочется, и понять то, что сказали Вам.
Для этого очень важно освоить правильное иностранное произношение.

Как это можно сделать и с чего начать?

Во-первых, со слушания! Со слушания текстов, передач именно носителей языка. Причем слушать нужно не один раз, а много раз подряд каждый небольшой отрывок. Зачем? Да, чтобы мышцы речевого аппарата (кинестетического) могли настроиться на правильный лад, потому что и при молчании они совершают микродвижения, благодаря чему возникают кинестетические образы. Потом при говорении Вам легко будет повторять услышанное, так как мышцы при слушании уже натренировались.

Во-вторых, с помощью многократного повторения вслед за носителем языка фонетических упражнений.

Освоение интонации и правильного произношения важно не просто потому, что человека с плохим произношением неприятно слушать, но, прежде всего, потому, что без этих упражнений он вообще не начнет говорить и понимать.

Помните, что если мало уделить внимания фонетическим упражнениям, не обеспечить достаточного количества повторений, то потом, как ни старайся, говорить не научишься. Разве мы не знаем примеров из истории, как люди, не умевшие читать и писать, прекрасно говорили, сочиняли песни, сказки, частушки?

Несоблюдение этого правила — еще одна причина того, что многие люди так и не начинают говорить на иностранном языке. Они мало слушают, их речевой аппарат не подготовлен. Знаете, сколько часов младенец должен слушать речь, чтобы начать говорить? Около 3000 часов.

Поэтому лучше и при изучении иностранного языка осваивать все подсистемы в том порядке, в каком это изобрела природа.