Опыт зарубежных фирм, инвесторов и подрядчиков, работающих в рыночных условиях, свидетельствует о том, что метод определения цены строительства должен быть достаточно простым и прозрачным. Нормативная основа и система ценообразования должны быть достаточно динамичными и двигаться “по пятам” строительного прогресса. А это — новые материалы и технологии, новые виды объектов и инженерные системы, новые стандарты и проектные нормы.


В выдвинутой Госстроем Украины Концепции ценообразования в строительстве предполагается постепенный переход (возврат) к одноуровневой системе ценообразования на основе новой нормативной базы, вводимой в действие с 2000 года.
Однако новая нормативная база, уточняя расход ресурсов по отдельным элементам статей затрат, не меняет сущности базы 1984 года и нормативной базы 1997 года.
Условия же работы в рынке требуют существенных изменений в системе нормирования и ценообразования в строительстве.
Ведь используя действующую нормативную базу, мы ничего не можем сказать о стоимости строительства до тех пор, пока не будет посчитана последняя локальная смета. Мировой опыт проектирования и строительства говорит о том, что стоимость проекта определяется на каждом технологически законченном этапе инвестиционного процесса.
Какие же это этапы?
Начальный этап—этап, на котором прорабатывается концепция проекта.
Цель этапа—определить реальность осуществления проекта и целесообразность его финансирования. На этом этапе составляется концептуальная или предварительная смета, рассчитанная в течение 2-3 дней на основе использования банка данных проектов-аналогов и укрупненных показателей. Отклонение в точности расчетов стоимости строительства на данном этапе достигает +/- 25%.
Если эти данные удовлетворяют инвестора, он переходит к следующему этапу инвестиционного процесса — собственными силами или силами заказчика готовит проектный или проектно-строительный контракт.
Первая стадия этого этапа — эскизное проектирование.
На этапе эскизного проектирования разрабатываются различные варианты архитектурно конструктивного исполнения объекта.
Цель этапа — определить наиболее прогрессивные конструктивные, технические, технологические и экономические решения, которые в дальнейшем будут положены в основу разработки окончательного проекта. На этом этапе составляется первичная смета, посчитанная по укрупненным сметным нормам и расценкам на отдельные конструктивные элементы зданий и сооружений или укрупненные виды работ. Отклонение в точности определения стоимости строительства на этом этапе составляет +/-15%.
На последующем этапе производится проектирование и определение стоимости проекта согласно принятым конструктивным решениям, с уточнением объемов работ по рабочим чертежам и спецификациям оборудования.
Цель этапа — уточненная смета, инвесторская смета, выдвигаемая заказчиком (инвестором) вместе с технической документацией на тендер, используемая для оформления финансирования. Отклонение в точности определения стоимости строительства на этом этапе составляет +/- 5-7%.
Проведение тендера и заключение контракта — следующий этап в определении стоимости строительства.
Подрядчик, используя техническую документацию заказчика, готовит на тендер свои предложения о стоимости подрядных работ. Он руководствуется опытом работы и накопленными данными по строительству аналогичных объектов, учитывая себестоимость работ, предполагаемую прибыль и риски. Накопленная база данных позволяет ему вести эту работу с минимальными затратами труда и времени, чтобы быстро реагировать на любые предложения инвестора по участию в тендере и в случае проигрыша не понести существенных потерь (убытков).
В результате работы на этом этапе появляются предложения подрядчиков, выраженные в цене оферты.
Конкурс оферт приводит к достижению цели заказчика (инвестора) — заключению контракта на строительство по цене, срокам и условиям, удовлетворяющим обе стороны.
Вместе с тем, на этапе подписания контракта не завершается процесс определения стоимости строительства.
В процессе строительства каждая сторона на условиях, закрепленных в контракте, ведет учет стоимости выполнения работ.
На этом этапе реализуются две цели:
• правильность взаиморасчетов за выполненные работы, на условиях контракта;
• накопление данных о фактически понесенных затратах для их использования при заключении последующих контрактов.
Основной результат данного этапа — определение фактической стоимости строительства объекта для данного подрядчика. Эта фактическая цена (стоимость) определяет уровень его технической, организационной и экономической подготовки.
Второй результат— накопление базы данных подрядчика о выполненных проектах.
Этой проблеме западные фирмы уделяют постоянное внимание, накапливая и систематизируя такие данные в течение всего периода существования фирмы.
Анализируя зарубежный опыт, можно выделить еще один этап, весьма важный для инвестора—определение полной стоимости проекта, включающей этап эксплуатации и утилизации объекта. Яркий пример — атомные станции. Оценивая затраты на этом этапе, инвестор более четко ориентируется в вопросах принятия решений инвестирования последующих проектов.
Результат этого этапа — соответствующая база данных Инвестора.
Рассмотрение новых подходов к системе ценообразования в строительстве, исходя из многолетнего опыта ее функционирования в странах с рыночной экономикой и возможности их использования в условиях нашего государства, позволяет сделать следующий вывод: предстоит постепенное, но глубокое реформирование всей системы ценообразования в строительстве, в том числе сметного нормирования и сметной документации.
Реформирование должно быть основано на тщательной методологической проработке данного вопроса, с созданием соответствующих нормативов и накоплением необходимых баз данных. Без наличии у себя таких баз данных ни одна проектная или строительная организация не сможет выжить в условиях конкуренции на строительном рынке Украины.
Поэтому формированию соответствующих баз данных Госстрой Украины уделяет в настоящее время большое внимание (см. письмо Госстроя Украины от 19.01.2000 №7/3-45).В своей программной статье “Реформирование ценообразования — путь к цивилизованному рынку” (Ценообразование в строительстве. Инпроект. Киев.Март, 2000) А.В.Беркута и П.И.Губень глубоко рассматривают данный вопрос в плане реформирования системы ценообразования.
При создании таких баз данных не обойтись без инструмента их формирования. Этот инструмент позволит инвесторам и проектировщикам, строителям и предприятиям, производящим материалы, изделия и конструкции, легко понимать друг друга, невзирая на стихию рынка.
И такой инструмент уже создан. Им может стать разработанный НИИАСС Украинский строительный классификатор, обеспечивающий формирование единого информационного пространства как в строительстве в целом, так и в пределах каждого отдельного предприятия. Его применение будет способствовать решению одной из важнейших проблем — созданию механизма управления в рыночных условиях.
При разработке УБК использован опыт создания, в рамках Государственной Программы перехода Украины на международную систему статистики и учета, Государственных классификаций видов экономической деятельности (КВЭД), видов продукции и услуг (ДКПП), строительной продукции (ДКБП), гармонизированных с соответствующими Европейскими классификациями NACE, СРА и СС.
УБК нашел поддержку и прошел согласования (с сентября по октябрь) ведущих управляющих органов Украины:
Министерства экономики, Министерства промышленной политики, Государственного комитета статистики, строительной корпорации “Укрбуд”, Академии строительства, а также Госстроя Украины.
Однако его окончательное утверждение Госстроем, к сожалению, весьма затянулось. Возможно, по причине очередной его реорганизации вот уже 3 месяца УБК блуждает по кабинетам и коридорам данного уважаемого учреждения.
Ближайшей целью при создании УБК было сделать его помощником при принятии взвешенных и обоснованных решений руководителями разного уровня на основе единых критериев оценки и сопоставления разных показателей, при обмене соответствующей информацией в процессе управления.
В настоящее время Госстрой Украины проводит чрезвычайно важную работу по завершению разработки и внедрению норм и нормативов, необходимых для реализации концепции ценообразования в строительстве, принятой правительством в прошлом году.
УБК, во взаимодействии с новыми государственными ресурсными сметными нормами, мог бы стать основой при формировании инвесторских смет на предварительных этапах определения стоимости строительства, при подготовке к участию в тендерных торгах, при определении соответствующего данному строительству укрупненного перечня работ, их объемов и потребности в ресурсах.
Его использование позволит расширить возможности применения новой ресурсной сметной нормативной базы при разработке укрупненных сметных нормативов, которые б.удут широко использоваться в дальнейшем при составлении инвесторских смет, аналогичных тем, которые применяются сегодня в странах с развитой рыночной экономикой.
Понимая суть данной проблемы, НИИАСС уже ведет разработку программных комплексов, обеспечивающих как на этапе проектирования, так и на этапе строительства формирование и накопление баз данных пользователей, используемых ими при подготовке тендерных соглашений. Одним из таких комплексов, выпускаемых НИИАСС на рынок в 2000 г., является программный комплекс “Инвестор”, который позволяет определить стоимость проекта (для заказчика), стоимость строительства — цену оферты (для Подрядчика) без значительных трудовых и финансовых затрат. А накопленные в нем данные будут иметь весьма существенное значение для всех участников инвестиционного процесса.
Еще один важный этап в информатизации строительства — обеспечение информационной взаимосвязи между проектными и строительными организациями путем обмена информацией на электронном уровне.
Созданию единого информационного потока: проектирование — управление строительством — способствует разрабатываемая НИИАСС система “ПУСК”. Информационные связи между отдельными модулями этой системы показаны на схеме.
Дальнейшее развитие и внедрение информационных технологий на различных этапах проектирования и строительства позволит ликвидировать отставание в информационном и организационном обеспечении управления строительством, повысит конкурентоспособность наших проектных и строительных фирм на отечественном и зарубежных рынках.

Источник: Судак В. Новому времени, новые подходы // Строительство и реконструкция