Из нахлынувшего с началом нового года информационного вала, давящего на сознание граждан Украины, можно выделить несколько информационных потоков. Это, прежде всего, начало компенсационных выплат еще «советским» вкладчикам Сбербанка, продолжение героизации недобитых воинов ОУН–УПА во главе с их «вождями» Романом Шухевичем и Степаном Бандерой, «долгоиграющая пластинка» Голодомора, намеченное вступление Украины в НАТО, а также визит в Москву украинских президента Виктора Ющенко и премьера Юлии Тимошенко.


ДУМАЕТСЯ, каждый понимает, что из вышеназванного можно отнести к информационно-пропагандистским “дурилкам”, а что к вещам, имеющее действительно важное значение для державы и всех жителей страны.
То, что евроатлантический выбор Украины уже затронул не только настоящее, но и будущее каждого севастопольца, в городе русской славы не только давно поняли, но уже и ощутили. Конечно, в основе происходящих ныне метаморфоз – флотораздел 90-х и продолжающееся скукоживание Черноморского флота с перспективой его вывода из Севастополя и Крыма в течение ближайшего десятилетия. И хотя до сих пор многие севастопольцы надеются на то, что флот из своей главной базы все-таки не уйдет, тем не менее, происходящее свидетельствует об ином.
Как Киев, так и Москва, реализуя собственные планы, судя по всему, видят судьбу Севастополя по-разному. При этом, что уже стало нормой последних двух десятков лет, с мнением непосредственных участников «процесса» власть предержащие практически не считаются. Потому в общественном мнении горожан устойчивость приобретает мнение: Кремль «сдал» город Севастополь вместе с живущим в нем нынешним поколением черноморцев, а Киев превращает его в заштатное украинское провинциальное местечко, дерибаня колоссальные возможности этого куска крымской земли. Увы, но это – реальность, с которой, тем не менее, трудно примириться. И потому те, кто еще не потерял надежду, с заинтересованным вниманием следили за результами 12 февраля переговоров президентов Виктора Ющенко и Владимира Путина.

Как всегда в подобных случаях, до встречи пытаясь спрогнозировать результаты рандеву на высшем уровне, аналитики обращали внимание на все, что предшествовало встрече глав государств. В этой связи, без сомнения, знаковым является отказ России от использования двух радиолокационных станций системы предупреждения о ракетном нападении (РЛС СПРН), находящихся на территории Украины. Примечательно: одна из них расположена в Севастополе на мысе Херсонес.

ПЕРВЫЕ СООБЩЕНИЯ о том, что Россия может отказаться от украинских РЛС, появились еще три года назад. Тогда бывший командующий войсками ракетно-космической обороны России генерал-полковник Вальтер Красковский заявил, что допуск на эти объекты американских специалистов может привести к утрате Россией противоракетного контроля над юго-западным сектором. «Появление на этих РЛС американских специалистов означает для нас, что в тот момент, когда нам понадобится информация по юго-западному сектору, мы ее не получим, передача ее из Севастополя и Мукачева на наш центральный командный пункт может быть заблокирована,– утверждал генерал. – Подобное развитие ситуации можно было прогнозировать еще в момент заключения в 1992 г. соглашения с Украиной о предоставлении России информации по этим РЛС, дело было не очень надежное, что Украина теперь и подтверждает», – отметил он. Тогда же В. Красковский сделал прогноз: «При ухудшении политических отношений между Россией и Украиной такой непрочный договор об использовании этих станций вообще может не сохраниться. Нельзя также исключить, что США могут пойти и на крайние меры, как это было в Латвии с РЛС в Скрунде, и добиться уничтожения этих станций».

По его оценке, у России на тот момент была альтернатива – развернуть на своей территории новые РЛС высокой заводской готовности, но на это требовалось время – два-три года. Причем тогда же было подчеркнуто: предложения Киева о допуске на РЛС американских специалистов выгодны для США и, скорее всего, будут приняты. Это позволило Америке дополнить усилия по развертыванию элементов своей системы противоракетной обороны у границ России (в Чехии и Польше) прямым ослаблением российской системы предупреждения о ракетном нападении.
Информация о том, что на встрече в Киеве с госсекретарем США Кондолизой Райс президент Украины Виктор Ющенко передал пакет предложений о сотрудничестве в ракетно-космической сфере, в том числе о допуске американских специалистов на РЛС в Севастополе и Мукачеве, тогда же, в 2005 году, была распространена СМИ. Однако внимание к этой проблеме три года назад не было приковано. И только осенью прошлого года об украинских РЛС, работающих в интересах России, вновь заговорили, используя страницы газет.

РЛС серии «Днепр» системы предупреждения о ракетном нападении в городе Севастополе (Крым) «Николаев» и Мукачеве (Закарпатье) «Берегово» – две из восьми станций, опоясавших в свое время Советский Союз и дававших бы необходимую информацию в случае ракетного нападения. Остальные находились в Латвии, Беларуси, Казахстане, Азербайджане и России.

Севастопольская станция следит за территорией Турции, Саудовской Аравии, Израиля и части Ирана. Во время войны в Персидском заливе в 1991 году именно Севастопольская РЛС первой обнаружила пуски хусейновских ракет «Скад». Она же засекла и израильскую баллистическую ракету «Иерихон» во время ее испытаний Израилем, Мукачевская станция, последняя построенная из серии «Днепр», ведет наблюдение за территорией Атлантики и Европы. Здесь уже под распад СССР начали возводить более мощную РЛС типа «Дарьял-УМ», однако после 1991 года строительство закрыли.

Сегодня эти станции являются собственностью Украины. В соответствии с российско-украинским соглашением информация с этих РЛС, ведущих наблюдение за космическим пространством над Центральной и Южной Европой, а также Средиземноморьем, поступает на Центральный командный пункт СПРН (Солнечногорск) Космических войск РФ. Российская плата за данную информацию составляла 1,2–1,5 млн. долл. В начале «газовой войны» с Москвой, Киев заявил, что в дальнейшем россиянам придется выкладывать в три раза больше. В феврале 2005 года Минобороны Украины потребовало от России увеличить оплату, но Москва отказалась, напомнив, что соглашение 1992 г. заключалось на 15 лет. После этого РЛС были передана в ведение «гражданского» Национального космического агентства Украины, что, как и ожидалось, должно было привести к перезаключению соглашения, а, возможно, к отказу от него. Что, собственно, в конечном счете, и произошло.

В Киеве пытались всеми силами предотвратить подобный шаг россиян. При этом не так давно руководство Национального космического агентства Украины заявило, что не исключает возможности «переключения» РЛС в интересах НАТО и подсоединения их к создающейся системе противоракетной обороны в Европе. Выглядело такое заявление не больше, чем банальный шантаж. Ведь для того, чтобы перенаправить с запада на восток станции, установленные стационарно, необходимо затратить колоссальные средства. Да и вообще подобный шаг выглядел бы нелепо, поскольку речь идет о РЛС, введенных в эксплуатацию еще в 1968–1972 гг. Это оборудование морально и физически устарело. Едва ли такой «подарок» нужен европейской ПРО, хотя очевидно: Западу был необходим хоть какой-то результат, ущемляющий интересы России. Как считает бывший начальник штаба армии ПВО СССР генерал-майор Вадим Гречанинов, украинским военным, хотя они сейчас используют информацию из Мукачево и Севастополя (скорее, для тренировки), данные РЛС тоже не нужны. Работают-то они против стран НАТО, с которыми Украина так активно дружит и на союз с которыми весьма рассчитывает. Выходит, содержать их за счет скудного бюджета украинского Минобороны нет никакого резона.
В КОНЦЕ 2007 года появились сообщения о том, что Министерство обороны Российской Федерации решило окончательно отказаться от аренды двух радиолокационных станций предупреждения о ракетном нападении, расположенных в Мукачево и Севастополе. Соответственно, по мнению украинских экспертов, теперь эти станции можно было бы задействовать в коллективной системе европейской безопасности или же в американской системе противоракетной обороны, которая создается в странах Восточной Европы. Но это возможно лишь после их глубокой модернизации.

Об этом, кстати, сказал член парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Анатолий Кинах (Партия регионов), отметив необходимость полноценного участия Украины в европейской системе коллективной безопасности.

Прошло немного времени с начала нового 2008 года, и появившаяся информация об отказе России от РЛС воплотилась в конкретные дела: в середине января Госдума России денонсировала договор с Украиной о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Как отмечалось в пояснительной записке к документу, технические ресурсы узлов Мукачево и Севастополь истекли в 2005 г. При этом вклад этих узлов в решение задач систем предупреждения о ракетном нападении является минимальным (хотя кое-кто истинную причину видит в русофобской политике «оранжевых»). Минобороны России основной акцент сделало на использовании узлов, расположенных на территории России (узлы Мурманск, Печора, Иркутск), и строительстве новых объектов – систем Армавир и Лехтуси. За принятие документа проголосовали 338 депутатов, 58 были против, 1 воздержался. Как сообщил на заседании Госдумы статс-секретарь, заместитель министра обороны РФ Николай Панков, денонсация соглашения между Россией и Украиной – ответ на решение Украины о присоединении к НАТО. Правда, первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, член фракции «Единая Россия» Константин Затулин напомнил, что законопроект о денонсации соглашения был внесен в нижнюю палату еще год назад.
Прошла еще неделя, и соответствующее решение принял Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Таким образом, стало очевидно: Москва «отключила» украинские РЛС и в услугах Украины в этой сфере больше не нуждается.

Как представляется, происшедшее вполне соответствует логике российско-украинских отношений последних лет. К сожалению, она не совпадает с логикой мышления севастопольцев и черноморцев, которые не хотят расставаться с надеждой на то, что Киев станет на путь интеграции с Москвой, а не ляжет под пресс цивилизованного, но циничного и алчного Запада.