Морское судно «Сокол» и пиратский фрегат «Ласточка» двигаются по одинаковому пути, только между этими рейсами пролегает временной промежуток в триста лет. Действие происходит в авантюрном приключенческом романе, не характерном для автора, пишущего детективы.
Оформление книги оставляет приятное впечатление. Морской роман 18 века как будто написан на старой бумаге с потемневшими краями. На страницах изображены рисунки старинного оружия и морской экипировки, ажурные вензели, рукописные пометки на полях. Как будто это не книга, а судовой журнал старинного судна. Даже шрифт, используемый для исторической и современной частей книги, имеет разное начертание.
Не сразу верится, что это роман Акунина. Но на корабле присутствует Николас Фандорин. По настоянию своей эксцентричной тети Синтии Борсхед и из-за экономических неурядиц магистр отправился на поиск сокровищ. Есть зашифрованное послание и опасные соперники, желающие добраться до сокровищ первыми.
В 1702 году «Ласточка» отправилась в путь с Летицией фон Дорн на борту, преследующей благородную цель - освободить любимого отца из плена. Девушка предстает в образе ученика врача и переодета в мужскую одежду. Но девичья хрупкость не мешает ей постоять за себя и при необходимости умело применить приемы самозащиты. Неожиданно корабль меняет курс, и происходят события, на основе которых развивается дальнейший ход сюжета.
Самое интересное решение писателя это выбор персонажа, от лица которого рассказывается история. Им оказывается попугай редкой породы, воспитанный учителем-сенсеем японцем, проповедником буддизма и синтоизма. Попугаю Андоку-Минхнра-Карбона-Трюку уже четыреста лет. Он делится с читателем восточными философскими авторскими сентенциями, приобретающими в его изложении некоторую новизну и свежесть. Читатель скорее всего понимает язык птицы, для героев же романа он остается шумным и глупым попугай с гортанными и резкими криками. Попугаю, чтобы использовать свои мистические способности и узнать прошлую историю человека, нужна капля его крови. С этой целью хитрая птица бьет острым клювом свою беззащитную жертву.
Вызывает недоумение смешивание жанров пиратского «экшен» романа и мелодрамы в стиле женских историй. Капитан Грей каждый год меняет цвет парусов своего судна в тон окраске корабля. В этот раз он алый. У героини возникает светлое чувство к красавцу капитану. Капитан же, ранее влюбленный в покровительницу моряков деревянную русалку на носу судна, проникается ответными чувствами к героине романа. Может такие романтические повороты сюжета имеют целью переманить читательниц Дарьи Донцовой и добиться коммерческого успеха в женских кругах.
В романе женская половина проявляет свои лучшие качества, такие как находчивость, деловитость, смелость в любом временном промежутке действия романа. Эти качества свойственны Летиции фон Дорн, мисс Борсхед и жене Фандорина. Мужчины же лишены инициативы, пассивны, нуждаются в указаниях, поддержке, наставлениях. В таком развитии сюжета просматриваются идеи феминизма, развитие которых в действительности могло бы привести к смене ролей противоположных полов. Естественное поведение проявляет только экзотический попугай-долгожитель.
Роман «Сокол и Ласточка», несмотря на безыскусную фабулу и добротное авторское изложение, читается непринужденно и подойдет для любителей приключенческой и романтической литературы.