Когда я смотрю на новые автомобили, а в особенности на цифры их технических характеристик, мне становится страшно. За то, что какой-то неумелый баран, оказавшись за рулем подобного «звездолета», может натворить горя себе и окружающим. Такой «недоводитель», полагающийся лишь на крайне скромный опыт вождения, преподанный ему на водительских курсах бывшим таксистом, да на всеобъемлющую доброту страховой компании, поймет истинное положение вещей уже «после». После того, как стукнет чужую машину, помотается по ГАИ и (не дай Бог!) по больницам, либо же просто получит по лицу от расстроенного гражданина, чью «ласточку» он изувечил.

В Германии водители гораздо аккуратнее относятся к своему и чужому имуществу и здоровью. И все же, компания BMW еще 30 лет назад позаботилась о том, чтобы BMW-драйверы не вредили себе и людям, получая удовольствие без последствий, - и создала школу вождения.

Возглавил ее известный финский раллист Рауно Аалтонен. Правильный выбор начальника, наверное, сыграл не последнюю роль в успехе мероприятия. Ведь одно дело, когда тебя учит заумный дядька в костюме и галстуке, и совсем другое - «боевой генерал», по собственному опыту знающий, что нужно делать для того, чтобы ехать быстро, но правильно и безопасно.

Правда, тогда, три десятка лет назад, программа школы отличалась от нынешней. «Курсантов» учили, как водитель должен бороться со стрессом за рулем, как он должен питаться и почему просто-таки обязан делать утреннюю гимнастику по утрам. Сейчас это, согласитесь, не слишком интересно. Рассказы о том, что не нужно нервничать, намертво засев в двухчасовой пробке в центре города, или не стоит кушать жирный гамбургер, а лучше отдать предпочтение овощам, потеряли свою актуальность. Однако не стоит думать, что этим тогда все и ограничивалось. Ведь у руля стоял Рауно Аалтонен! Под его руководством ученики осваивали самую модерновую на то время технику BMW - 320-е модели. Максимальная отдача в 125 лошадок, сочеталась со специальными настройками шасси, 40%-ной блокировкой дифференциала и, конечно, с непробиваемым энтузиазмом финского гения.

Ну, а сейчас в школе трудятся более 250 машин, таких как BMW 130i, BMW 330i, BMW Z4 Coupe и даже МЗ, не говоря уже о MINI Cooper S. И мотоциклы ведь никто не отменял - их насчитывается более сотни.

Но самое главное в том, что, в отличие от 70-х, нынче на службу водителю пришла электроника. Вы ведь не забыли, что BMW первой установила ABS на 745-ю модель? Однако речь сейчас не об этой системе, а о DSC. Программа стабилизации существенно облегчила водителям жизнь, взамен лишь требуя грамотного с ней обращения. Как сделать так, чтобы не ругаться с электроникой, а действовать с ней сообща, многократно усиливая эффект, придуманный умными конструкторами? Что, не знаете? Тогда вам пора сесть за парту!

Конечно, я не заменю личного общения с инструкторами BMW Driver Training, однако попробую передать вам несколько советов, с пламенным приветом от продвинутых драйверов. Итак, прежде всего вам стоит знать, что основные рычаги управления в современном легковом автомобиле, помогающие выйти из критической ситуации пилоту, не обладающему навыками раллиста, - это руль и педаль тормоза. Начнем с последнего. Почему? Да потому, что система DSC, распознав отклонение машины от курса, все остальное возьмет на себя. Она «придушит» мотор и выборочно притормозит нужное колесо, подправив курс. От вас требуется лишь правильно нажать на тормоз. Как именно? Максимально быстро и максимально сильно! Не вдавливать педаль «по чуть-чуть» с нарастающим усилием, и не прибегать к прерывистому торможению.

Именно быстро и сильно. Тогда тормозной путь будет минимальным, как и последствия вашей водительской неосторожности. Так, по крайней мере, учат в школе вождения BMW.

Однако это произойдет, если вы совершите ошибку на траектории. А как пройти поворот, чтобы ее не совершить? На этот вопрос у марки автомобиля BMW тоже есть ответ, причем появился он совсем недавно. И называется BMW Track Trainer.

С виду, конечно, BMW как BMW. Глядя на него, сложно даже представить, что эта штуковина умеет сама управлять автомобилем! И это не шутка: Track Trainer предназначен для того, чтобы научить водителя выбирать правильную траекторию прохождения поворотов. Причем не голословно, а «на личном примере». Благодаря специальному оборудованию, основой которого является сверхточная система GPS, легковой автомобиль сам крутит рулем при прохождении поворотов тестовой трассы, - сидящий за рулем человек лишь нажимает педали тормоза или газа. Фантастика? Но это только начало. На следующем этапе ученик пробует повторить выкрутасы электронного «инструктора». А тот поправляет его, так сказать, в режиме реального времени: недовернул руль вправо - боковая часть обода с соответствующей стороны мелко и противно завибрирует, а под лобовым стеклом зажгутся лампочки. Доворачивай сильнее, не зевай! Круг, другой - и подсказывающего «дрожания» становится меньше. Значит, чему-то научился! Ну, а потом, уже в тишине учебного центра, можно посмотреть на свои маневры со стороны: специальный чип вынимается из легкового автомобиля и вставляется в компьютер. Уж он-то все расскажет и покажет: идеальную траекторию, вашу линию (как правило, они сильно отличаются, особенно поначалу!), боковые ускорения и прочие интересные детали.

В общем, выбора у настоящего водителя два: либо учиться правильно ездить, либо ждать того времени, когда подобные Track Trainer-ы будут предлагаться в базовой комплектации любого легкового авто. И тогда развалиться на заднем сиденье с журналом и бутылочкой пива. Пусть автопилот трудится! Не переоценивайте свои навыки и будьте осторожны за рулем - жизнь так прекрасна!