Вопрос о выборе темы любой научной, студенческой и вообще письменной работы, не говоря уже о работе дипломной, имеет принципиальное значение. Еще бы, ведь именно с этого момента мозг автора любой из этих работ начинает работать, что называется, «на конечный результат», то есть на создание конкретного интеллектуального продукта. В нашем случае это – дипломная работа.

С чего начать? Конечно, с выбора темы дипломной работы, только вот как это сделать так, чтобы:
а) потом не жалеть о сделанном выборе, что, вообще говоря, есть сложная философская проблема;
б) чтобы чересчур не осложнить себе жизнь написанием дипломной работы, тема которой не нашла пока должного изучения в научных исследованиях;
в) чтобы не войти в долговременный конфликт с кафедрой вуза и научным руководителем;
г) чтобы смочь сказать все же какое-то свое «слово» в решении изученной в работе проблемы, ведь это принципиально важно для любой научной работы, а таковой, без сомнения, является дипломная работа.
Далее. Выбирая тему будущей дипломной работы, конечно, неплохо бы заглянуть в методические рекомендации по написанию выпускных квалификационных (дипломных) работ (ВКР) вуза. Там есть некоторые советы на этот счет.
Как правило, в методических рекомендациях совершенно справедливо указывается, что тема дипломной работы должна быть согласована студентом с научным руководителем, что, безусловно, правильно. Студентам предоставляется также право самостоятельного выбора темы с последующим ее согласованием с руководителем дипломной работы и утверждением на заседании кафедры. Но вот в некоторых рекомендациях есть некие странные дополнения: «Выполнение студентом работы по самостоятельно определенной теме рассматривается как невыполнение ВКР и оценивается «неудовлетворительно» научным руководителем. С текстом такой работы студент не допускается к защите ВКР».
Интересно, а как тогда быть в ситуациях, когда у студента имеется четко выраженный интерес к какой-то определенной научной проблеме, к практической сфере деятельности, в которой он уже давно и успешно работает, если есть пожелания на этот счет его работодателя и т.д. Ведь, следуя тем же методическим рекомендациям, «…студент может выбрать и такую тему, которая им была мало изучена в процессе обучения в вузе, чтобы расширить свои знания в соответствующей области. При этом всегда следует иметь в виду; что выбор темы должен быть обоснован». Так кто же принимает решение о том, обоснованна та или иная тема или нет?
В связи с этим небезынтересно заглянуть в «методичку» одного уважаемого московского юридического вуза, где черным по белому написано, что любые уточнения темы ВКР студентом осуществляются «…с санкции руководителя дипломной работы». Более того, после выбора темы, она направляется для согласования на соответствующую кафедру вуза «…для ее экспертизы. При этом, в процессе проверки на кафедре наименование темы может быть изменено на более благозвучное и корректное с позиций ее соответствия конкретной специализации и грамотности ее формулировки. В случае несоответствия этим критериям, тема может быть отклонена и студенту предложено выбрать иную тему».
Здорово, просто без комментариев! Но если все же настырный студент, стремящийся сказать свое какое-никакое слово в юридической науке, выбрал ту тему для дипломной работы, которая ему по душе (причем по его душе), то «…эта тема в официальном порядке была признана негодной, изменена или заменена», и студент обязан будет написать ВКР по новой теме. Слово «негодная» просто восхитительно применительно к теме дипломной работы! Как соотнести его смысл со словами «научная работа», «актуальная тема» и т.д.?
Ну что, студенты-дипломники, напрягите мозги, подумайте, как совместить Ваши личные научные интересы, практическую значимость темы работы и ее «пригодность», с точки зрения вуза, для исследования в будущей дипломной работе, – и вперед!
А если серьезно, то совершенно не понятно, для чего, в методических рекомендациях вузов нужны такие жесткие ограничения? Что студент-юрист напишет работу о том, как Родину продать или взрывное устройство сделать? В нашем законодательстве столько пробелов, причем в любой его отрасли, а в юридических науках столько сложных, десятилетиями не решаемых проблем, что, по сути, любая, даже самая узкая тема, может быть обоснованно признана актуальной! Так почему бы студенту не попытаться ее разработать?
В итоге совет такой: находите, уважаемые студенты-дипломники разумный компромисс между Вашими научными интересами, реальными возможностями написать и защитить дипломную работу, не входя «в штопор», и своим научным руководителем, его пристрастиями, интересами и возможностями оказать Вам реальную помощь в написании дипломной работы.
Собственно, вся наша жизнь – не что иное, как компромисс, так что ничего нового…