Как показывает мировой опыт, техническое регулирование строительства является одной из наиболее жестких форм государственного регулирования, и поэтому прежде чем прибегнуть к нему в мировой практике анализируется целый набор инструментов-форм регулирования, альтернативных техническому регулированию, но позволяющих достичь желаемых результатов. Далеко не все из предлагаемых форм регулирования рассматриваются российским законодательством как действенные способы регулирования бизнеса. В то же время в законе “О техническом регулировании” соблюдены основные принципы, связанные с анализом необходимости применения технического регулирования в той или иной сфере.
Альтернативой тотальному государственному контролю над строительным рынком в целом, и качеством сдаваемых объектов в частности, является механизм саморегулирования.
Саморегулирование можно определить как соглашение, в рамках которого организованная группа (саморегулируемая организация в строительстве) регулирует поведение ее членов.
Преимущества саморегулирования с строительстве по сравнению с государственным регулированием состоят в том, что:
1) контроль за соблюдением правил связан с меньшими издержками, поскольку правила устанавливают члены организации (СРО в строительстве), и более эффективно решается проблема управления поведением исполнителя;
2) изменение и адаптация правил осуществляется быстрее и обходится государству дешевле, так как издержки регулирования несет на себе СРО строителей.
Однако в случае саморегулирования может быть необходим государственный контроль для того, чтобы гарантировать защиту интересов общества, а не интересов саморегулируемой группы.
Добровольная схема может быть реализована и в форме кодексов деятельности,принимаемых частным лицом или группой частных лиц. Кодексы могут регламентировать стандарты хозяйственной деятельности, требования о раскрытии информации, механизмы разрешения споров. Кодексы деятельности могут являться эффективным инструментом создания доверия у потребителей и обеспечения эффективного взаимодействия между потребителями и хозяйствующими субъектами.
Эффективность кодексов зависит от того, сколько членов включено в схему, какие санкции за несоблюдение кодексов установлены, а также от степени участия в схеме потребителей.
Экономические субъекты, формирующие кодексы деятельности в строительной сфере хорошо информированы относительно особенностей данного рынка и рыночной конъюнктуры, поэтому кодексы должны в большей степени соответствовать текущим экономическим условиям, чем требования технического регулирования. Однако кодексы деятельности могут использоваться для ограничения конкуренции и/или de facto создания картел