Как известно, предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском. Сей факт особо упомянут даже в Гражданском кодексе. Некоторые обстоятельства – природные и социальные катаклизмы, к сожалению, сильнее любого бизнесмена. С другими - масштабными потрясениями товарного и финансового рынка вроде дефолтов и эмбарго – самые стойкие справятся, кто послабее – увы, нет. Самыми же распространенными рисками можно смело назвать неисполнение договоров контрагентами и, скажем мягко, некорректные действия фискальных и контролирующих органов.

Несмотря на то, что с этими рисками под силу бороться каждому – самостоятельно или прибегнув к услугам юридической фирмы, большинство бизнесменов не спешат защищать свои интересы, считая судебную тяжбу бессмысленной тратой времени. В одних случаях они рассуждают, что, мол, должник-контрагент все равно денег не вернет, в других – что с государством судиться бесполезно: и суд не выиграешь, и налоговый инспектор на всю жизнь их компанию запомнит и будет всякие неприятности придумывать.

С нищим должником судиться действительно проблематично: суд-то выиграть можно, а что взыскивать? При большом желании можно довести дело до банкротства контрагента и обратить взыскание на имущество, если оно, конечно, у должника есть. Но об этом в другой раз. С более “приличными” неплательщиками судиться можно и нужно.

Как и с налоговой инспекцией или таможенными органами. Решение инспектора по результатам проверки о взыскании налогов и прочих обязательных платежей еще не приговор, не подлежащий обжалованию. А «мстить» конкретной фирме инспектору тоже обычно смысла нет: он все-таки госслужащий, и чем больше его решений будет обжаловано, тем большие проблемы с начальством у него рано или поздно возникнут. Практика показывает, что большинство дел, которые проиграли фирмы, не имевшие абонентского юридического обслуживания, тем или иным фискальным органам, были проиграны не потому, что эти самые органы правы, а организации – нет, а из-за банальной неподготовленности последних к защите своих прав. И главные ошибки совершаются уже на стадии подачи искового заявления.

Главное, что надо помнить: экономические споры рассматриваются арбитражным судом, иск подается в суд по месту нахождения ответчика (месту его государственной регистрации), срок исковой давности - три года. В исковом заявлении в арбитражный суд обязательно должны быть указаны:

наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

наименование лиц, участвующих в деле, и их почтовые адреса;

цена иска, если иск подлежит оценке;

обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;

требования истца со ссылкой на законы и иные нормативные акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам – требования к каждому из них;

сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором;

перечень прилагаемых документов.

Исковое заявление подписывается истцом (руководителем организации) или его представителем, полномочия которого подтверждаются доверенностью.

К исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие: уплату госпошлины в установленных порядке и размере; направление копий искового заявления и приложенных к нему документов; соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это необходимо; обстоятельства, на которых основываются исковые требования.

Теперь о содержании искового заявления в арбитраж. В данном документе необходимо существо спора изложить предельно четко, ясно и кратко: заставлять судью читать объемный фолиант, как минимум, негуманно. Судья – в первую очередь человек, ему нужно понять конкретные претензии истца к конкретному ответчику, а все эмоции он (если, конечно, сочтет нужным), сможет выслушать и в ходе судебного разбирательства.

При подготовке обращения в суд следует обратить внимание на следующие важные моменты. Первое – в иске должен быть указан конкретный ответчик: организация, индивидуальный предприниматель или государственный орган. Подчеркнем, что в последнем случае ответчиком выступает именно налоговая инспекция, а не инспектор.

Далее надо четко сформулировать свои требования. Здесь изобретать ничего не надо - просто указать “прошу взыскать с такого-то столько-то” или “обязать сделать то-то” или “признать такое-то решение налоговой инспекции недействительным, возвратить такую-то сумму излишне уплаченного налога”. Цену иска, то есть денежный эквивалент требований, необходимо рассчитать самостоятельно и подтвердить прилагаемыми документами.

О том, какие именно документы надо прилагать к исковому заявлению, мы говорили выше, стоит только подчеркнуть, что к этим документам надо отнестись внимательно. Иначе не то, что дело не выиграть, просто заявление могут не принять, если будут расхождения между перечнем документов, приведенным в иске, и реквизитами самих документов.

Подать заявление можно лично (в канцелярию суда), либо письмом с уведомлением о вручении.

Некоторые предприниматели и сами вполне успешно защищают свои интересы в суде – по крайней мере, по не очень сложным делам, где каких-либо глубоких познаний в юриспруденции не требуется. Если же нет уверенности в своих силах или просто отсутствует время или желание забивать себе голову, всегда можно обратиться за юридической консультацией и помощью к профессионалам. Финансовые затраты в таком случае будут куда меньше, чем ущерб от понесенных убытков. Если же учесть, что судебные расходы на представительство в суде согласно закону возмещаются проигравшей стороной, то обращаться в суд как минимум не вредно.

Максим Горячев,

генеральный директор

Юридической компании “Гид”

Санкт-Петербург