С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. А потому, солнце, луна и звёзды всегда притягивали их взгляды и души. Они заставляли мечтать, раздумывать и любить. С тех пор люди сильно изменились. Их больше манит экран телевизора. Да и времени для того, чтобы полюбоваться звёздами, всё чаще не находится. Люди разучились удивляться и радоваться простым и одновременно гениальным вещам: снежинке, первой весенней травинке, бабочке, порхающей с цветка на цветок, звёздам, созвездиям и даже целым галактикам. Но это всё о нас – взрослых.

Дети, подобно древним людям, находятся в слиянии с природой, а потому всё что их окружает, кажется им таким родным и интересным. Даже маленькая былинка притягивает их внимание. Что уж говорить о том, как завораживает и волнует детей «сиянье звёзд, пространства глубина». С раннего возраста их интересуют загадки вселенной. Взрослые же, зная, что астрономия – сложная наука, наполненная цифрами и формулами, часто считают, что знакомить ребёнка с тайнами космоса ещё рано. «Всё равно ничего пока не поймёт», - говорят они. Конечно не поймёт, если не перевести астрономию на понятный ребёнку язык. Для этого надо придерживаться трёх правил:

- Превращаем абстракции (цифры, термины) в конкретику – то, что ребёнок сможет исследовать с помощью своих органов чувств. Детям понятно только то, что он может увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Иными словами больше экспериментируем и моделируем.

- Всё познаём в сравнении. Явления космического масштаба трудно представить даже нам, взрослым. А потому, познавая глобальные вещи, лучше сравнивать их с теми объектами и явлениями, с которыми ребенок сталкивается в повседневном опыте.

- Побольше удивительных фактов с объяснениями и юмора.

Теперь, как эти правила работают на практике:

Когда моему сыну было 2,5 года, он, посмотрев на месяц, сказал: «Половинка луны!» Конечно, можно было бы долго объяснять ребёнку, что Луна имеет форму шара, но мы видим только освещённую Солнцем половинку. Вместо этого мы поставили простой эксперимент - сделали месяц в домашних условиях. Для этого потребовался мячик и настольная лампа.

3 фотографии иллюстрируют 3 фазы луны

Рассказывать детям о звёздах лучше всего, находясь за городом, где звёзды такие яркие и близкие. Но и в дома, благодаря кампании «СФАМ», можно легко создать идеальные условия для изучения астрономии, организовав планетарий. Кампания “СФАМ” единственная в России занимается выпуском астрономических наборов. Это светящиеся в темноте пластиковые звёздочки и наклейки с изображением планет. Поверхность наклеек и пластик, из которого изготовлены звёздочки, покрыта пигментом-люминофором, который обладает свойством накапливать естественный или электрический свет, а потом излучать его в темноте. Этот пигмент совершенно безвреден и используются в природе разными живыми существами, например, светлячками. Поэтому игрушки полностью безопасны и их можно смело рекомендовать для игры и обучения детей любого возраста. Об этом свидетельствуют сертификаты, выданные на эту продукцию бдительными врачами.

С помощью светящихся звёздочек можно изучать созвездия, рассказывая, что ещё в древние времена люди заметили, что причудливые узоры, которые составляют огоньки звёзд, неизменны. Эти группы они назвали созвездиями. Чтобы можно было свободно ориентироваться среди звёзд и созвездий, учёные наносили их на небесную карту. Используя светящиеся пластиковые звёздочки, мы можем сами смоделировать созвездия и научить ребёнка находить их сначала на карте неба, а затем среди настоящих звёзд. Вам будет трудно удержаться от того, чтобы не превратить потолок комнаты ребёнка в огромную карту звёздного неба.

Знакомство со звёздами лучше всего начинать с изучения самой близкой к нам звезды. Рассказываю сыну о Солнце. Почему оно такое большое и яркое? Для демонстрации прекрасно подходят уже известные нам игрушечные люминофоровые звёздочки. Выключив свет, подношу одну из них к ребёнку. Пусть полюбуется, как ярко она горит. Медленно отхожу в дальний конец тёмной комнаты или длинного коридора, тем самым продемонстрировав, что светящиеся предметы при удалении становятся всё меньше и блекнут – так кажется наблюдателю. Звёзды являются такими маленькими для нас только потому, что находятся очень-очень далеко. На самом деле многие из них намного больше нашего любимого Солнца.

Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Согласитесь, даже нам, взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры. Своим детям я показал большую тыкву и горошину. «Представьте себе», - говорю я им: «Если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с эту тыкву. Земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту горошинку.

 

Ребёнку постарше можно рассказать о самом загадочном виде звёзд – черных дырах, которые отличаются огромной плотностью своего вещества. Цифры настолько непостижимы даже разуму взрослого человека, что лучше снова объяснять на примерах и всё познавать в сравнении. Беру яблоко и вырезаю из него кубик со стороной в 1 см . Стараюсь быть точнее, используя линейку. Рассказываю ребёнку, что такой кубик весит примерно 1 грамм . «А теперь, - говорю я ему, - представь, что точно такой же по размеру кубик мы отрезали бы от этой черной дыры. Сколько, по-твоему, он весил бы? Подсказка: очень много, даже не представляешь сколько. Можешь с чем-нибудь сравнить по весу?»

- Как гиря, - говорит он.

- Нет, тяжелее.

- Как машина?

- Нет, еще тяжелее.

- Как поезд?

- Нет, поезд и даже целый состав – пылинка по сравнению с таким маленьким кусочком звезды. Трудно представить, что 1 кубический сантиметр чёрной дыры весит 200 миллионов тонн!!! Ребёнку это, конечно, ни о чём не скажет, так что продолжаем сравнивать со знакомыми, пусть только по картинкам объектами. Показываем ему фотографию Пирамиды Хеопса в Египте. Желательно, чтобы на фото рядом с гигантским произведением древней архитектуры были видны маленькие «букашки» – люди, и верблюды, автомобили – это «букашки» средней величины.

Представь, сколько может весить такая пирамида! (Справка: На строительство пирамиды Хеопса ушло 2,3 миллиона каменных блоков средним весом 2,5 тонны каждый. Нетрудно подсчитать, что вес 1 пирамиды равен примерно 6-ти миллионам тонн!) По сравнению с кубиком звёздного вещества такая громадина по весу может сравниться лишь с пушинкой, потому что перевесить её могут лишь 35 пирамид! Потом мы берём бумагу и карандашом рисуем на белом листе пирамиду из 35 треугольников. Согласитесь, что такая схема не снилась и самому Мавроди.

Не удивительно, что после таких рассказов и опытов ребёнок сможет не только всерьёз заинтересоваться астрономией, но и страстно полюбить эту замечательную науку. Так же, как все мы любим то, что она изучает – звёзды…


ИНТЕРЕСНАЯ АСТРОНОМИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ