Ламинирование - процесс нанесения специальной полимерной пленки на поверхность печатной продукции. Основная цель ламинирования – изменить отражающий эффект поверхности, увеличить цветовую насыщенность и яркость оттенков. Не менее важной целью ламинирования является защита продукции от внешних воздействий и механических повреждений, что позволяет ей продолжительное время не терять привлекательности. В отдельных случаях ламинирование с целью защиты становится главной составляющей процесса, т.к. с помощью ламинирования можно изменить фактуру отпечатка и защитить его от подделки, а также придать продукции дополнительную жесткость за счет использования толстых видов пленки.

В современной полиграфии принято различать холодное и горячее ламинирование, которое проводится всевозможными типами пленок: прозрачными (глянцевыми или матовыми), цветными и, даже, голографическими или дифракционными.

В чем же особенность использования различных видов ламинирования и разнообразных типов пленки? Какие недостатки этого вида послепечатной отделки скрывают производители пленок?

Отметим, что при холодном ламинировании используются пленки без предварительно нанесенного клеевого слоя. В процессе ламинирования на пленку наносится слой клея, после чего происходит процесс припрессовки пленки к бумаге. Основные недостатки технологии: сложность производственного процесса, большие габариты оборудования и, как следствие, высокая стоимость производства. Несомненным достоинством холодного ламинирования является возможность использования не только экзотического покрытия, но и низкокачественных некондиционных пленок с испорченным клеевым слоем производства стран Юго-Восточной Азии.

Альтернативной технологией является процесс горячего ламинирования. При горячей ламинации используются пленки с уже нанесенным клеевым слоем, расплав которого происходит под действием температуры. Сначала пленка облегает вращающийся хромированный нагревательный вал, в этот момент происходит расплав клея, после чего под давлением выполняется препрессовка пленки к бумаге.

Для получения отменного результата требуется соединить воедино: исправное оборудование; хорошего специалиста и качественную пленку. Недостаточный прогрев или перегрев клеевого слоя приводит к неравномерной препрессовке пленки или появлению «серебра». В этом случае на изделии образуются «пузыри» и появляется возможность легко отделить пленку от бумаги. Такой же эффект наблюдается при использовании некачественного оборудования (деформированный нагревательный вал) или низкосортной, бракованной пленки производства стран Юго-Восточной Азии.

Пленки для ламинирования, как правило, изготавливаются на основе полиэтилентерефталата, поливинилхлорида или полипропилена. Реже применяются нейлон и поликарбонат. Свойства этих полимеров и их сочетаний с материалом клеевого слоя пленки и определяют характеристики, область применения и стоимость того или иного вида пленки. Очень часто пленки разных производителей, несмотря на, казалось бы, идентичные состав и толщину, значительно различаются по своим потребительским свойствам и, в конечном итоге, по качеству.

Поливинилхлорид очень эластичен и к тому же характеризуется низкой температурой плавления. Эластичность ПВХ позволяет выпускать пленки с различными фактурами поверхности: “кожа”, “лен”, “холст”, “песок” и др. ПВХ не боится биговки. Ко всему прочему, ПВХ-пленки защищают изделия от воздействия ультрафиолетовых лучей. Однако, пленка на основе ПВХ значительно дороже полиэстеровой и полипропиленовой.

Полипропиленовые пленки также отлично переносят процесс биговки, достаточно эластичны, что позволяет рекомендовать полипропилен при одностороннем ламинировании с целью предотвращения скручивания.

Ламинированное виниловой пленкой изделие можно изгибать, скручивать в трубку, мять. Пленки на основе полиэтилентерефталата универсальны. Уступая ПВХ и полипропилену в эластичности, полиэстер превосходит их в прозрачности и, что очень важно, полиэстер дешевле.

Покрытие прозрачной матовой или глянцевой пленкой по своему эффекту напоминает лакировку, однако превышает ее по цене. Кроме того, при ламинации отсутствует возможность выборочного придания глянца отдельным фрагментам изображения.

Таким образом, ламинирование является хорошим выбором для финишной отделки полиграфической продукции. Однако имеет ряд недостатков:

во-первых, необходимость использования дополнительного оборудования (ламинаторов) увеличивает стоимость отделки;

во-вторых, дополнительная операция отодвигает сроки изготовления конечной продукции;

в-третьих, нет возможности выборочной отделки.

Подробные консультации и профессиональные советы по послепечатной отделке любой полиграфической продукции Вы можете получить у специалистов типографии ВЗЛЕТ совершенно бесплатно, позвонив по телефону (812) 462-85-85 или на нашем сайте www.vzlet.spb.ru.