Одним из самых древних занятий человека, наряду с добыванием пищи, было воспитание: обучение детей навыкам и способам существования в той или иной среде обитания. Девочек и мальчиков обучали раздельно в соответствии с их различным предназначением в жизни.

С течением времени воспитание становилось все более важным в жизни как самого человека, так и общества. Оно принимало разные формы в зависимости от принадлежности воспитуемых к тому или другому слою общества, различалось по содержанию, объему и цели.

И вот что интересно - воспитание всегда базировалось и базируется на гуманных началах: честности, благородстве и справедливости. Государство, как правило, придает большое значение воспитанию подрастающего поколения, связывая это со стабильностью своего существования.

Подтверждение тому мы находим в трудах великого философа Платона, в глубокой древности жившего в Афинах. Во времена Платона некогда могущественный Афинский полис переживал кризис во всех сферах: военной, экономической и социальной. И великий философ остро ощущал необходимость укрепления государственной власти за счет правильного воспитания граждан. В своем трактате “Государство” он описал условия создания совершенного государства, построенного на идеальных началах, главная цель которого - сделать своих граждан более счастливыми и добродетельными.

Основа существования такого государства - общность интересов, единение всех граждан. Поэтому подрыв единения рассматривался как самое большое зло. Большое значение придавалось подготовке молодых людей из богатых сословий для управления полисом. Главной целью было - подготовить честного правителя, чтобы не допустить к власти некомпетентных, корыстолюбивых людей. Использовались классическая литература и музыка, пение и танцы, игра, состязания и соревнования, награды победителям, возвышение их достоинств в глазах других людей, подготовка к трудовой деятельности, личный пример и многое другое.

Но вернемся в наши дни и посмотрим, насколько мы преуспели в деле воспитания в нашем 21-м веке. Казалось бы, есть все предпосылки для получения надежного и положительного результата: обширные знания в педагогике, профессиональные воспитатели, психологи, педагоги, работающие в различных учебных заведениях, клубах и кружках. Что же мы видим на деле?

Современная школа как никогда далека от идеала с точки зрения педагогической науки. По словам директора одной из московских школ Фроловой Т. В., большинство педагогов, для которых вопросы воспитания являются профессиональным долгом, честно заявляют, что они хотят и могут работать как учителя-предметники, но не желают и не могут быть классными руководителями. Классное руководство в их понимании - синоним слова “воспитатель”. Тем не менее, многие учителя стремятся всеми силами найти новые пути и подходы к современным молодым людям.

Несмотря на обилие педагогической литературы и трудов знаменитых философов и учителей, а также огромный опыт, накопленный педагогами, в сфере воспитания мы в очередной раз стоим у разбитого корыта. Однако мы уже готовы докопаться до причины постоянных конфликтов между поколениями и выяснить почему мы терпим неудачи в воспитании.

Многие ученые: физики, генетики, врачи, психологи, социологи, - приходят к выводу, что мы, люди, своим поведением влияем на ход событий в мире. Поэтому во всех сферах жизни и деятельности, включая воспитание, мы достигнем успеха только при условии исправления наших взаимоотношений между собой.

Каждый из нас желает счастливой, безопасной и мирной жизни для своих детей, семьи, страны и даже для всего человечества! Для этого стоит постараться самим и прислушаться к тем, кто предлагает обучать детей принципу “возлюби ближнего, как себя” с самого раннего возраста. Поняв этот принцип, по которому работает все в природе, они будут наилучшим образом подготовлены к будущей жизни.

Галина Оршер

Источник:http://kabmir.com