Организаторы X Международной выставки Hotel & Restaurant Expo Ukraine 2009, проходившей в Киеве с 25 по 27 марта, анонсируя ее программу, назвали главным событием Международный Бизнес-Форум “Малые отели и апартаменты в Украине”.

- Дмитрий, почему упомянутое мероприятие признавалось столь важным? И почему Форум с таким «местным» названием (да и программой) анонсировался как международный?

- Как правило, большинство мероприятий, которые проводились во время подобных специализированных выставок, были рассчитаны на более крупные отели. А между тем именно малые гостиницы составляют большую часть номерного фонда Украины. И Ассоциация малых гостиниц и апартаментов Украины смогла доказать организаторам выставки, что уже пора уделить этому сегменту гостиничного рынка должное внимание.
Кроме этого, мы давно настаиваем на том, что для них необходим совершенно другой формат мероприятий. Ведь большинство директоров малых гостиниц лично выполняют много функций, которые более разграничены в больших гостиницах. Это и управление отелем, и работа с персоналом, и вопросы продвижения, бронирования, обеспечения и т.д. И шнец, и жнец и на дуде игрец… Что неизбежно сказывается как эффективном управления отелем, так и его продвижении. Поэтому мы решили пригласить на Форум в первую очередь зарубежных экспертов с многолетним опытом работы, которые смогли дать украинским руководителям малых отелей и аппартаментов реальные практические рекомендации. По существу получилось мероприятие международного уровня.

Россию представлял Алексей Морозов, консультант компании «Serviceman, Training and Consulting” и гостиничный эксперт, представитель канадской государственной программы CESO – Алекс Буанафе.

Во время форума прошел дискуссионный клуб, задачей которого было обсудить с представителями контролирующих государственных органов вопросы регулирования гостиничной деятельности, а также вопросы, связанные с изменением действующего законодательства по разделению требований к малым и крупным отелям.

- Что стало открытием, новинкой для представителей бизнеса?

Во время форума были представлены новые возможности для отелей, а именно продвижение гостиниц через системы on-line бронирования. Малый отель в большинстве случаев не имеет профессиональных сотрудников, которые бы занимались маркетинговым продвижением гостиницы. Это в большей степени присуще крупным отелям, в которых имеется отделы продаж или маркетинга. Малые отели в основном размещают информацию о себе на собственных сайтах, а также распространяют брошюры на туристических выставках – но это лишь небольшая часть необходимого процесса продвижения отеля.

А что касается зарубежных рынков, то к сожалению о наших малых отелях очень мало знают. За рубежом в последнее время очень активно используют системы онлайн-бронирования, которыми украинские малые отели в подавляющем большинстве пренебрегают, наверное, из-за отсутствия понимания того, что сейчас клиент получает информацию об отелях с помощью как раз таких систем, а не печатных изданий или звонков в отель. К сожалению, среди директоров малых гостиниц устоялось мнение, что наличие вэб сайта гарантирует достаточную информационную поддержку для хорошей загрузки отеля и является вполне достаточным. И в Украине отсутствуют управляющие компании и гостиничные цепочки именно для мини-гостиниц.

Приглашая восполнить такой пробел, украинская кампания «Новый стандарт деловых путешествий» презентовала проект «UHBS-Украинская система бронирования отелей». Интересен для отельеро этот проект тем, что он открывает возможность бронирования гостиниц не только через Интернет, но и через систему пост-терминалов.

Также для решения вопросов связанных с выбором поставщиков товаров и услуг, а также информационной базой для отельеров был презентован новый национальный портал “Hotel Market” – Все для гостиниц и ресторанов.

- Вы упомянули, что в Украине большую часть номерного фонда составляют малые гостиницы. Сколько это в цыфрах, и где их больше, в столице, или в регионах?

На сегодняшний день в Украине действует порядка более четырех тысяч малых гостиниц. В основном такой вид гостиниц активно развивается в горных Карпатских регионах и на побережье Черного и Азовского морей. Там исторически строились маленькие частные отельчики, которые поселяли тех, кто не мог попасть в советские санатории и базы отдыха, а теперь предоставляют сервис различного уровня: от бюджетного до люкс-класса. Хотя более профессиональное развитие этого сегмента гостиничного бизнеса началось буквально лет пять-семь назад. К сожалении точной статистики в Украине не существует из-за отсутствия единого органа, который бы собирал данные, проводил их анализ и регулировал деятельность гостиниц. Многие малые гостиницы в курортных регионах оформляются как частные домовладения и не сдают никакой статистической информации.

В связи с подготовкой к проведению финальной части Чемпионата Европы по футболу в 2012 году наметилась тенденция строительства мини-гостиниц не только в курортных местах, но и в промышленных восточных регионах – Днепропетровске, Харькове и Донецке, а также в Киеве, где пройдут матчи ЕВРО 2012.

До начала кризисных моментов в экономике, многие инвесторы рассматривали строительство малых гостиниц, как достаточно рентабельный бизнес в туристически привлекательной стране. Хотя многие открывали отели не как основной бизнес, а как дополнение к уже имеющемуся или как увлечение. Но кризис внес свои коррективы и приостановил в основном те проекты, которые были еще на стадии проектирования, остальные же продолжают развиваться далее.

- Во сколько обойдется сейчас строительство и оснащение мини-отеля? Насколько просто или сложно сделать это в Украине?

- До кризиса эта сумма исчислялась как минимум от 1 миллиона долларов, в зависимости от места нахождения отеля, его звездности и набора услуг. В связи с тем, что сейчас цена на недвижимость, землю, рабочую силу и стройматериалы уменьшились, то сейчас построить небольшой отель обойдется в 350-500 тыс. долларов.

В среднем окупаемость небольшого отеля в зависимости от правильности продвижения отеля, качества услуг и, конечно же, его расположения, составляет от 5 до 7 лет.

Но не всегда наличие нужной суммы денег является гарантией быстрого продвижения идеи открытия малого (да, в сущности, и большого) отеля от момента ее возникновения до приема первого гостя. Ассоциация малых гостиниц неоднократно обращалась к украинскому правительству об упрощении механизма выдачи разрешительных документов для строительства гостиницы. В большинстве случаев сбор таких документов занимает от года до полутора лет: нужно получить порядка 450 подписей. А для малых гостиниц зачастую этот путь еще сложнее. Но, чиновники стараются наоборот придумать новые способы усложнить эти процедуры. Например, было введено требование, гласящее, что вновь построенное здание должно пройти экспертизу на сейсмичность даже в тех районах, где про землетрясения знают лишь из средств массовой информации.

Также остается открытым вопрос – разрешать ли открывать малые гостиницы в жилом фонде?

- Есть ли какие-нибудь специальные требования к малым отелям?

- Это еще один до сих пор неразрешенный вопрос. В Украине не существует отдельных требований к таким отелям. Все гостиницы должны проектироваться и строиться в соответствии с госстандартами. В начале апреля 2009 года были приняты новые строительные нормы для гостиниц, в которых нет разграничения на большие и малые отели. Наша Ассоциация, проведя ряд круглых столов и конференций, выйдет с предложением о разграничении требований к гостиницам для малых и крупных отелей. Ведь все участники малого гостиничного бизнеса заявляют, что очень сложно выполнять действующие требования. Например, такое требование как наличие второго запасного выхода, практически выполнить не возможно, если отель открыт в части жилого дома.

Также, если взять зарубежный опыт открытия бутик-отелей, который может быть небольшим и предоставлять услуги на уровне 4-х или 5-ти звездочного отеля и при этом не иметь в своей инфраструктуре конференц-зала, фитнесс-центра, нескольких ресторанов… В Украине такой отель вряд ли сможет получить заветных 5 звезд.

Несмотря на то, что в Украине будет проходить в ЕВРО - 2012 году и существует дефицит гостиничных мест, пока ситуация кардинальным образом не изменилась, что ставит под угрозу открытие новых отелей в преддверии чемпионата. По данным экспертов в Украину приедет от 300 до 500 тысяч болельщиков. А ведь многие из них привыкли останавливаться в небольших отелях.

- Дмитрий, возможно в таких условиях смогли бы выручить апартаменты, можно ли их считать альтернативой гостиничным номерам, в частности мини-отелям?

Сами апартаменты представляют собой совершенно отдельный сегмент гостиничного бизнеса и направлен на туристов, которые хотят проживать самостоятельно и им не подходит чисто гостиничная атмосфера. Апартаменты больше рассчитаны на тех., кто собирается проживать долгий период, поэтому, сказать, что они являются альтернативой гостиничным номерам – сложно. Это повторюсь другой сегмент клиентов.

На сегодняшний день в крупных городах Украины действует достаточно большое количество апарт-агенств, которые являются серьезными операторами данного рынка частных квартир. Но в большинстве этот бизнес находится в тени из-за отсутствия достоверной информации о предоставленных услугах.

- И последний вопрос. В каких стрнах существуют подобные Ассоциации малых отелей и апартаментов? Поддерживаете ли вы с ними связь, и что полезного от этого получаете?

В большинстве стран западной Европы действуют подобные ассоциации, больше даже как маркетинговые сети. На Украине мы идем приблизительно таким путем, перенимая их опыт в продвижении отелей и подготовки персонала. И, конечно же, большим партнеров является Санкт-Петербурская ассоциация малых гостиниц.

Беседовала Татьяна Адамовна, журнал «Отель» (Санкт-Петербург, Росиия)