Общие требования и принципы организации судоремонта речных судов определяются правилами, утвержденными приказом министра речного флота Российской федерации.
В соответствии с ними речные суда подвергают планово-предупредительному (текущему, среднему, капитальному) и непланируемому (восстановительному, аварийному поддерживающему и гарантийному) ремонтам. Объемы и периодичность проведения планово-предупредительного судоремонта (ППР) судов устанавливают
по научно обоснованным нормам износов, данным передового опыта работы
судовых экипажей и результатам
систематического наблюдения за состоянием узлов и деталей СЭУ в процессе их эксплуатации.
Текущий судоремонт производят ежегодно или один раз в два года. Его выполняют в межнавигационный (зимний) период. Такой ремонт должен быть завершен к открытию навигации. При текущем судоремонте восстанавливают или заменяют новыми отдельные и быстроизнашивающиеся детали и производят в основном регулировочные работы силами судовых экипажей. Судоремонтные предприятия при текущем ремонте судна выполняют только те работы, для производства которых необходимо заводское оборудование. На судах с двухгодичной периодичностью между текущими судоремонтами осенью и весной в тот год, когда текущий судоремонт не производят, судовые экипажи и БПУ осуществляют осенне-весеннее техническое обслуживание флота. В этом случае стоимость технического обслуживания не должна превышать 60% стоимости текущего ремонта.
Основным видом ППР (судоремонта) является средний ремонт. В зависимости от назначения, мощности и грузоподъемности судов средний ремонт судоремонтные предприятия выполняют через 4—6 лет. При хорошем техническом состоянии судна и его
механизмов средний судоремонт может проводиться и через более продолжительные сроки. В период среднего судоремонта осуществляют: измерение и дефектацию всех деталей; расточку втулок цилиндров или их замену; проточку или замену поршней с
поршневыми кольцами и пальцами; замену шатунных болтов и отдельных крышек цилиндров; переборку топливной аппаратуры и деталей газораспределения; перезаливку вкладышей шатунных и отдельных коренных подшипников; центровку осей цилиндров
и валопровода, а также другие операции, обеспечивающие работоспособность энергетической установки и сохранение ее эксплуатационно-технических качеств до следующего судоремонта - среднего (или капитального). Так же как и текущий,
средний ремонт судов выполняют в межнавигационный период. Он должен быть завершен к открытию навигации. Капитальный ремонт судна проводят через 12—16 лет его эксплуатации после постройки. В зависимости от технического состояния судна и возможностей судоремонтных предприятий сроки выполнения капитального ремонта могут быть продлены по заключению специальной технической комиссии судоходной компании с участием представителей инспекции Речного Регистра России. Капитальный ремонт производят силами и средствами судоремонтных предприятий, причем затраты на него не должны превышать 40% строительной стоимости судна. При капитальном ремонте заменяют все изношенные детали, механизмы и оборудование энергетической установки, а также восстанавливают прочность корпуса судна с заменой металлических
конструкций. В период среднего и капитального ремонтов осматривают и ремонтируют подводную часть корпуса, для чего суда на тележках по наклонным рельсовым путям, опущенным в воду, поднимают на берег (слип) или вводят в док.
При капитальном и среднем ремонтах, как правило, выполняют модернизацию и переоборудование (реконструкцию) судов. К модернизационным относят работы, проводимые для улучшения эксплуатационных качеств судов, их технико-экономических
показателей, повышения производительности труда или культуры перевозок, защиты водоемов от загрязнения, изменения
условий труда, быта судовых экипажей и др. Модернизационные работы по улучшению условий труда и быта судовых экипажей
могут выполняться также и при текущем ремонте. Переоборудование (реконструкцию) производят с целью частичной перестройки
судна, например, при изменении его назначения, района плавания, типа энергетической установки.