Английское слово design первоначально означало замысел, расчет, узор, чертеж, проект. Основная идея дизайна - разрабатывать эстетичные объекты с высокими качественными характеристиками, генерация и применение новых технологий. Технология таким образом, формирует внешний вид продукта. Часто в концепцию “промышленный дизайн” вкладывают весьма простой смысл, все сводя к одной из его характеристик - эстетических качествах объекта.

Промышленный дизайн - это проектная по своей идее деятельность, это творческий образ и оружие конкуренции, способ снизить затраты и расширить ассортимент. Интеллектуальная собственность на продукты, созданные в рамках промышленного дизайна, может и должна быть защищена патентами. Так же надо понимать, что промышленный дизайн это не кратковременное вложение финансовых средств, а долговременные инвестиции в будущее предприятия. Среди факторов, дающих конкурентные преимущества национальной экономики развитых государств, промышленный дизайн имеет одну из ведущих ролей и является неотъемлемой составляющей производства и продвижения продукции.

Лидерами промышленного дизайна являются Япония, Франция, Голландия, Италия. Большое внимание на уровне государства уделяется уровню подготовки кадров, так в Великобритании специалистов по промышленному дизайну готовят 74 учебных заведения, во Франции более 55, а в Китае за последние несколько лет открыто более 400 дизайнерских школ! До последнего времени в РФ промдизайну уделялось крайне мало внимания, были другие более насущные проблемы отечественной промышленности.

Специалистов по дизайну в России традиционно обучали гуманитарные ВУЗы, классификатор специальностей высшего профобразования относит промышленный дизайн к разделу “Культура и искусство”. При этом количество ВУЗов не более 20. С точки зрения реальной практики уровень подготовки в них не соответствует современным требованиям по причине полной оторванности этих учебных заведений от инженерной сферы и реального производства. Превратить рисунок в готовый объект - главная проблема для выпускников гуманитарных учебных заведений.

В российской ситуации обучение специалистов в области промышленного дизайна на базе технического ВУЗа способна дать чрезвычайно быстрые и эффективные результаты. Возможна уникальная возможность сочетания дизайнерской подготовки с отраслевой ориентацией. Когда российским производителям товаров массового спроса удается добиться высоко конкурентных качеств изделия, они начинают задумываться об улучшении его эстетических качеств и технологичности производства для сокращения расходов.

Временным выходом может стать сотрудничество с иностранными дизайн студиями, но для более долгосрочных планов необходимо создание и развитие на предприятии собственных подразделений дизайна. Конкурентные преимущества перед западными и восточными студиями дизайна уже сейчас очевидны, помимо более низкой стоимости услуг, есть такой фактор как национальная специфика.

В последнее время от разговоров о необходимости внедрения промдизайна в России стали переходить к реализации - государство в 2006 году, создало проект концепции развития отрасли. Было принято решение изменить представление предприятий о промышленном дизайне. Концепция развития предусматривает софинансирование государством требующих дизайнерского оформления инновационных разработок промышленных предприятий, а также незначительное субсидирование самих дизайн студий и образования в этой отрасли.

Содействием, по налаживанию и развитию контактов между дизайнерами и промышленностью, займутся специально организованные для этого Центры развития дизайна. Одним из первых таких центров станет Уральская государственная архитектурно-художественная академия (УралГАХА). Уральский центр развития дизайна призван обеспечить Восток РФ молодыми специалистами в сфере промдизайна. Высокими темпами развивается направление промышленного дизайна, включающее комплекс инновационной разработки продукта.

Дизайн планируется включить в перечень видов деятельности, дающих возможность претендовать на статус резидентов финансируемых государством технопарков, а также технопарков в сфере высоких технологий. Промдизайн начал развиваться и в России, хотя стать серьезной индустрией он сможет, если предприятия поверят в возможности дизайна, а для потребителей он станет неотъемлемой частью жизни.