Специфика украинских фирм такова, что большая часть из них не готовы к построению информационной системы (ИС). И начиная рискованный проект, основываясь лишь на заверениях поставщиков, они не имеют гарантий успешного завершения проекта. Ситуацию осложняет еще и тот факт, что большинство таких «проектов» сложно считать полноценными, так как они не удовлетворяют требованиям методологии управления проектами.
В будущем возможно ситуация изменится, когда заказчик и исполнитель, набив шишек, учатся эффективно организовывать проекты и управлять их развитием.
Но есть средства, которые уже сегодня дают возможность фирме получить максимально возможную выгоду от расходуемых средств на ИТ.
________________________________________
ВОЗМОЖНОСТИ

Практика создания информационных систем (ИС) на украинских фирмах показывает, что этот процесс не всегда оказывается успешным, несмотря на то, что в нем участвуют компетентные сотрудники, как и со стороны предприятия, так и организации поставщика или разработчика ИС. Консультанты компании acomIT исследовали эту проблему и пришли к выводу, что часто это происходит из-за возникающего противоречия – с одной стороны фирма стремится удовлетворить изменяющиеся в ходе создания требования к ИС, а с другой – поставщик не хочет изменения объема работ, а также решать проблемы, возникающие в ходе выполнения проекта, если они напрямую не связанны с его работой или компетенцией. Это противоречие обычно приводит к постепенному накапливанию как нерешенных проблем, так и обоюдной неудовлетворенности проектом. В результате фирма получает ИС, которую не может использовать на полную мощность и временное неприятие каких-либо изменений. Таким образом, цели построения ИС не достигаются, а ответственные лица не спешат исправлять ситуацию.
Такая ситуация является вполне объективной, а значит есть и способы ее изменить с пользой для фирмы.

РЕШЕНИЯ

В мировой практике уже довольно давно найдено и используется эффективное решение рассмотренных выше проблем. Оно состоит в привлечении независимого наблюдателя в виде консалтинговой компании, которая бы принимала участие в проекте. Главной целью такой компании является обеспечение успешности проекта. Под этим подразумевается достижение целей проекта к установленному сроку с заданным качеством при помощи запланированных ресурсов (человеческих, денежных и др.).

Интересным является тот факт, что методология создания ИС заимствована из западных источников, а в ней в свою очередь отведена определенная роль внешней контролирующей компании, но отечественные компании пренебрегают этим. Хотя это - один из главных гарантов качества проекта, т.е. построения ИС.

Для того чтобы гарантировать предприятию успех и помочь поставщику внедрить ИС консультанты acomIT разработали программу ИТ-консалтинга – Аудит ИТ-проекта.
Аудит проекта предполагает участие консультантов на всех стадиях проекта, начиная от планирования и заканчивая вводом ИС в эксплуатацию.

Основные задачи наших консультантов:
• подготовка предприятия к проекту (диагностика, внедрение методологии управления проектом, формирование рабочей группы проекта и центра компетенции, оценка затрат и эффективности ИС, снижение совокупной стоимости владения будущей ИС, разработка целей создания, внедрения ИС);
• планирование проекта (определяются способы достижения целей проекта, методы и средства реализации работ по проекту, увязка ресурсов, необходимых для выполнения проекта и согласовании действий организаций участников проекта, разработка документации проекта);
• управление проектом (инициирование – выявление необходимости реализации проекта, планирование этапов, стадий и работ проекта, распределение прав и обязанностей участников проекта);
• идентификация и решение проблем, возникающих в ходе выполнения проекта (контроль изменения требований к результатам работ, определение влияния изменений на рамки проекта, изменение рамок проекта, перепланирование, определение возможности решения проблем без изменения рамок проекта, устранения причин возникновения проблем);
• верификация результатов проекта (подтверждение соответствия формы и содержания результатов работ установленным требованиям, организация анализа, принятия и утверждения результатов проекта);
• методическая поддержка (обучение участников проекта, разработка методик, стандартов процессов построения, внедрения, эксплуатации ИС).

РЕЗУЛЬТАТЫ
Любой проект нацелен на конечный результат, на достижение определенных целей.
Что бы проект был успешным, он должен быть организованным, планируемым и управляемым.

Привлечение независимых консультантов позволяет управлять следующими параметрами внедряемого проекта:
• объемы и виды работ по проекту;
• стоимость, издержки, расходы по реализации проекта;
• временные параметры, включающие сроки продолжительности выполнения работ, этапов, стадий, фаз проекта;
• ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе: человеческие, финансовые, материально-технические, а также ограничения по ресурсам;
• качество проектных решений и применяемых ресурсов.

Главным же результатом ИТ-аудита проекта можно считать снижение риска неудачи проекта, повышение вероятности получения требуемых результатов проекта в заданное время при запланированном финансировании с обеспеченным уровнем качества.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

Решение о необходимости привлечения сторонней помощи при создании ИС фирма может принять на любой стадии проекта, либо с самого начала, либо при возникновении сложностей или при приеме его результатов и ввода ИС в эксплуатацию. Конечно наиболее эффективно привлекать консультантов на начальных стадиях проекта или при зарождении идеи о создании или модификации ИС. Это поможет не только уберечься от не эффективных решений, но и значительно сэкономить средства. Так как в противном случае стоимость работы консультантов может увеличиться из-за сжатых временных рамок и накопившихся проблем.

Аудит ИТ-проекта включает в себя диагностику проекта, которая подразумевает:
• определение окружения проекта;
• изучение предмета проекта и требований к нему;
• изучение содержания проекта – определение деятельности, необходимой для получения результата проекта;
• аудит ресурсов проекта;
• анализ проектной документации;
• анализ результатов проекта;
• сбор информации, изучение и классификация проблем, как решенных в ходе проекта, так и не решенных;
• определение причин возникновения проблем и спорных вопросов;
• разработка мероприятий по устранению причин возникновения проблем и их решения;
• обучение персонала;
• разработка «Диагностического отчета».

В зависимости от степени участия консультантов сторонней ИТ-компании в проекте разрабатываются детальные планы работы консультантов, критерии оценки результатов, а также определяется стоимость услуг.