Что такое аутсорсинг?

Относительно недавно в русском языке появилось новое заимствованное из английского слово — аутсорсинг. В переводе outsourcing обозначает «вынос вовне». Определений этого понятия существует большое количество, приведем одно из самых лаконичных: аутсорсинг — это возможность оптимизации работы организации за счет передачи непрофильных функций внешним специализированным компаниям.
Если внимательно присмотреться к мировой и украинской практике, то мы увидим, что немало компаний уже давно прибегают к услугам аутсорсинга.К примеру, компании доверяют некоторые процессы, которые являются для них непрофильными, сторонним организациям. К этим процессам нередко относятся здравоохранение, транспортные или юридические услуги , уборка помещений. В настоящее время существует множество форм аутсорсинга, но самый перспективный и наиболее динамично развивающийся — это, без сомнений, ИТ-аутсорсинг.

ИТ-аутсорсинг

На первый взгляд понятие «ИТ-аутсорсинг» кажется чем-то совершенно новым, относящимся к XXI веку. Но это не так. Аутсорсинг в сфере ИТ начали повсеместно применять еще в 1970-х годах! Стоимость процесса обработки данных в те времена легла тяжким бременем на плечи предпринимателей, что подтолкнуло многие компании воспользоваться услугами вычислительных центров. Позже предприниматели даже не думали о самостоятельной покупке и обслуживании дорогостоящего оборудования, которое, к тому же, не позволяло им оставаться конкурентоспособными. Таким образом, еще тогда установили, что ИТ-аутсорсинг способен ощутимо сэкономить финансирование для любой организации. Экономия затрат — не самое главное преимущество ИТ-аутсорсинга. Ведь благодаря нему организация также получает быстрый доступ к новейшим ИТ технологиям, повышает уровень безопасности данных , а также полностью решает проблему поиска квалифицированного персонала в сфере ИТ.

Почему необходим ИТ-аутсорсинг?

Почти любое предприятие сейчас может пожаловаться на то, что затраты на полноценный штат сотрудников ИТ-отдела стали чересчур дорогостоящим. Это обуславливается тем, что заработная плата высококвалифированных специалистов в сфере ИТ постоянно растет, к тому же, существует явный дефицит кадров, что, в свою очередь, тоже поднимает уровень зарплат. Существует мнение, что в скором будущем Украина столкнется с серьезной нехваткой кадров в сфере ИТ, которая может достичь порядка 500 тыс. человек. Если эти прогнозы верны, то выиграют, разумеется, те компании, которые воспользуются услугами ИТ-аутсорсинга и смогут сконцентрироваться исключительно на развитии своего профильного направления, а не тратить силы и средства на борьбу за работоспособность ИТ-отдела. Не стоит забывать также о том, что информационные технологии постоянно развиваются и потому вовремя успеть достичь нужного уровня самостоятельно не всегда представляется возможным. В этом случае компания-аутсорсер сможет быстро и качественно внедрять инновации и обеспечивать быстрый доступ к новейшим технологиям. Также отметим, что ИТ-аутсорсинг незаменим, если существует необходимость выполнить серьезные задачи в сжатые сроки.
Таким образом, использование ИТ-аутсорсинга позволяет предприятию сконцентрироваться на профильных направлениях, наладить работу информационных систем, решить проблему нехватки высококвалифицированных ИТ-специалистов, снизить риск потери важных данных, уменьшить затраты на обеспечение работы ИТ-отдела. При этом компания-поставщик услуг аутсорсинга несет финансовую ответственность за качество предоставляемого сервиса, что является гарантией высокого уровня предоставляемых ею услуг.

Каким может быть аутсорсинг

На данный момент можно выделить три основных формы ИТ-аутсорсинга. Первая и наиболее распространенная в Украине форма — это ресурсный аутсорсинг (аутсорсинг персонала). Используя эту форму аутсорсинга, компания-заказчик использует аутсорсера, как компанию по подбору высококвалифицированного персонала. При этом компания-заказчик, используя внешние ресурсы, сам ими управляет и, таким образом, самостоятельно несет ответственность за результат. Поставщик ИТ услуг, в свою очередь, должен обеспечивать заказчика ресурсами нужного уровня и своевременно осуществить их замену при необходимости.
Вторая, немного более сложная, форма аутсорсинга считается более эффективной. Суть функционального аутсорсинга в том, что компания-аутсорсер полностью берет на себя функции, передаваемые ей заказчиком. Естественно, критерии работы аутсорсера, включая скорость реакции на нештатную ситуацию, степень участия в нестандартных проблемах и т. д., заранее оговариваются и закрепляются в договоре. Благодаря функциональному аутсорсингу компания-заказчик повышает эффективность управления своими расходами и качество ИТ сервисов.
Третья, наиболее комплексная, форма ИТ-аутсорсинга — стратегический аутсорсинг. Он предполагает полную передачу управления ИТ-службами компании-аутсорсеру.
Как говорилось ранее, в нашей стране наиболее востребованным является именно ресурсный аутсорсинг, несмотря на то, что функциональный аутсорсинг более эффективен. Это может быть обусловлено тем, что компании не готовы выделить количество времени, необходимое на то, чтобы составить подробный план работы с аутсорсером. К тому же, руководители многих организаций просто не готовы передать некоторые функции другой организации, опасаясь потери контроля над процессом или утечки важной информации. Из-за подобных страхов руководство многих компаний останавливает свой выбор на ресурсном аутсорсинге, хотя он на порядок дороже функционального.