Для многих не секрет, что для окончательного вида напольного покрытия необходимы аксессуары. От этих аксессуаров зависит окончательный визуально выигрышный или проигрышный вид ламинированного пола.

Специалисты по напольным покрытиям среди напольных аксессуаров выделяют следующие виды: плинтус; соединительные профили (порожки); изоляцию (скрытый аксессуар); клеи, герметики; встроенные в пол лампы и различные светильники.
Исходя из этого, мы насчитываем около шести видов аксессуаров для ламинированного пола и других напольных покрытий. По данным многих компаний в России, примерно 65-70 % рынка всех аксессуаров для напольных покрытий занимает плинтус, 18-21 % - изоляция, и до 10 % приходится на остальные аксессуары к полу.

Все выше изложенные аксессуары подходят практически для любого вида напольного покрытия, но отличаются стоимостью, структурой материала и функциональной нагрузкой. От качества пола делается решающий выбор потребителем того или иного аксессуара.

В связи с выше изложенным отметим следующую тенденцию, непосредственно влияющую на производство аксессуаров для ламинированных полов. Российский рынок напольных покрытий очень разнообразен и в некоторых аспектах может сильно отличается от европейского, а в некоторых очень похож. Основополагающим фактором в этом может служить способность населения покупать тот или иной вид напольных покрытий, которая играет важную и определяющую роль на рынке не только ламинированных полов, а всех видов напольных покрытий. Поэтому, предложение ориентируется на то, что человек может позволить себе купить. Несмотря на то, что продукция в Европе стоит дороже чем в России, способность населения покупать в Европе выше, но на много меньше цена на жилье, и в связи с этим больше денег остается в обороте. В Европе люди могут позволить себе потратить в три и более раз больше денег, чем в России.

В Европе существует тенденция к более натуральному и экологичному продукту и это очень сильно влияет на рынок аксессуаров напольных покрытий, где они чаще всего делаются из шпонированных материалов, т.к. повторяют текстуру и цвет напольного покрытия. Поэтому в Европе очень хорошо продаются такие аксессуары, которые визуально могут создать законченную картину пола, а функциональная нагрузка их для европейского потребителя не имеет большого значения. Это происходит потому, что в Европе при строительстве помещения, розетки, провода и др. «прячутся» в стену и плинтус крепится непосредственно к стене, имея эстетичный вид, а в России обычно укрываются плинтусом с кабель-каналом или каким либо другим, т.е. без сложностей с размещением проводки. Многие специалисты твердо утверждают, что на сегодняшний день в России наблюдается тенденция к тому, чтобы точно попасть в цвет напольного покрытия - ламината.

Также европейский потребитель в значительной мере отдает предпочтение ламинату 21, 22 и 23 класса, а не 31, 32 и 33 классу, как в России. Это определяется тем, что в Европе покупатель обращает внимание на более новые коллекции ламината и актуальность расцветки и фактуры на данный момент, а также четко следует тенденциям моды на полы, которые меняются из года в год. Поэтому европейский покупатель предпочитает покупать ламинированный пол более низкого класса (21, 22 и 23 класс) с последующей сменой его на более новый через 2-3 года. Для европейского покупателя более актуально иметь в помещении модный и красивый пол, нежели более дорогой и износостойкий ламинат, как любят у нас в России.

Плинтуса

Основное из сопутствующих товаров, что продается постоянно – плинтуса и изоляция. Это все объясняется тем, что без плинтусов добиться законченного вида напольного покрытия невозможно, а изоляция очень важна, так как создает долговечность пола.

В Европе сейчас, как мы уже отмечали выше, пользуется популярностью шпонированный плинтус. Для европейцев общая картина интерьера должна быть очень грамотной и законченной.

В России к аксессуарам и сопутствующим товарам для ламината предъявляются дополнительные требования, такие как функциональные нагрузки, которые должны учитывать закладку проводки электричества и другие сложности с установкой плинтусов.
Для плинтусов, пользующихся сегодня наибольшей популярностью, например Arbiton, Korner и др., характерен достаточно быстрый и очень простой монтаж без использования различных креплений и приспособлений. Также у производителей плинтусов Arbton и Korner есть модели плинтуса с возможностью неограниченного проведения проводов в помещениях без необходимости сверлить стены под проводку.
На сегодняшний день наряду с плинтусами из ПВХ используются плинтусы MDF. Как говорят эксперты, плинтуса MDF уже полностью вытеснили плинтуса из ПВХ с европейского рынка.

Немного говоря о проводке, производители аксессуаров для ламината создали целый ряд плинтусов с кабель-каналами, которые несут функцию укрытия проводки с возможностью установки дополнительных розеток. Это сейчас очень актуально в России, хотя Европа прошла этот этап еще 8 лет назад. Также в Европе сейчас очень популярны экологически чистые продукты (плинтус ПВХ или другой пластик сейчас там практически не используются), хотя этого нельзя сказать о России. Однако производитель действует в рамках того рынка, где он производит свою продукцию, т.е. подстраиваясь под определенного потребителя и под размер его кошелька. Производить плинтус высокого качества можно и в России, но дорогой плинтус на экономичном напольном покрытии (ламинат) будет выглядеть не очень красиво. И это стоит учитывать. В этом и есть одна из основных проблем производителей аксессуаров к полу: им достаточно сложно работать отдельно и независимо от производителей напольных покрытий. Но сегодня производители аксессуаров для ламината могут и готовы предложить эксклюзивные и уникальные продукты, которые пока рассчитаны на очень малый процент покупателей (около 5 %), так как именно это количество людей в России могут позволить себе дорогостоящие аксессуары. Не так давно рынок плинтусов делился на дешевые и дорогие. Но сейчас он функционально насыщен: недорогие, с кабель-каналами, с различными типами розеток, эксклюзивные, дорогие и очень дорогие. Данный сегмент сегодня сформирован почти полностью. В то же время всегда остается возможность добавить что-то эксклюзивное и неординарное, но создавать новый сегмент в этой нише будет нецелесообразно.

Российская реальность

Склонность к упрощению – основная тенденция, которая так характерна именно для плинтусов в России. Многие производители плинтусов и аксессуаров предлагают уникальные продукты, затраты на которые очень велики, а установка сложна. Следовательно, возникает вопрос, а какой спрос на такой вид продукции? Да, он есть, но не большой. Дорогой и «навороченный» плинтус будет выглядеть практически так же, как любой другой, более простой конструкции. Приведем пример, в 2005 г. одной из компаний был запущен в производство плинтус с возможностью установки розетки и многофункциональным креплением. Сначала спрос на него был высок, но постепенно этот новый продукт был вытеснен тем плинтусом, от которого производители пытались отказаться ранее.

Экономичный и стандартный плинтус покупался раньше и покупается сейчас, и есть большая вероятность того, что будет покупаться и в будущем. Сейчас производители «засыпали» рынок всевозможными новинками, но покупатель не всегда на них «откликается». На это влияют следующие факторы:
1) во-первых, сложность установки новых моделей плинтусов;
2) во-вторых, «фактор строителя».

О «факторе строителя» можно отметить следующее. Мастеру-укладчику, который укладывает ламинат и устанавливает плинтус, не так важно функциональное преимущество плинтуса, сколько быстрота и простота его установки.

Профессиональные укладчики ламината почти всегда покупают наиболее простые виды аксессуаров (плинтус без креплений, без розеток, с кабель-каналом и т. д.). Мастера стараются покупать такие варианты плинтусов, которые не отличаются визуально от более сложных и дорогих видов плинтуса. Поэтому в косметическом ремонте это наиболее актуально, т.к. косметический ремонт совершается чаще капитального.

В конечном итоге укладчики учитывают простоту, быстроту и удобство установки, а потребитель определяет эстетику. Поэтому на это сейчас и ориентируются ведущие мировые производители аксессуаров для ламинированных покрытий.

Самое главное на сегодняшний день в аксессуарах для напольного покрытия – это цвет, а на втором месте стоит качество. Сейчас первое место на Российском рынке плинтусов занимает самый простой плинтус, у которого монтажная планка переделана в кабель-канал и силиконовый край (Arbiton LM, Korner и др.). Наряду с простыми плинтусами существуют плинтуса с креплениями, которые выглядят очень красиво, но их установка требует значительно, больших трудозатрат и популярность такого вида плинтусов крайне низка.

Говоря о цветах и декорах плинтуса, то на сегодняшний день большим спросом пользуется плинтус под «дерево». Цена плинтуса при этом не меняется в зависимости от его расцветки. Производители аксессуаров к напольным покрытиям имеют возможность создать любой цвет плинтуса, не изменяя его цены. На новый цвет созданный производителем и фактуру ламината мастера-укладчики реагируют с опаской, они ждут, пока производители напольных покрытий испытают свои новинки.
Следуя из выше сказанного, свобода в производстве аксессуаров сильно ограничена и следует за основным продуктом производства.

Пороги

Сегодня многие компании заменили сплавы алюминия пластмассой, что, конечно, удешевило данный вид продукции в несколько раз. Цена существенно снизилась, но на прочность порога это не повлияло.

Акцент в данном случае делается на декоративную пленку, которая покрывает порог. По мнению производителя, самое важное то, как продукт смотрится.

Какие существуют профили

Сегодня в нашей стране существуют различные виды профилей: профили маскирующие переходные, дилатационные, различные лестничные профили, специальные профили для панельных полов и др. В основном, они производятся из сплавов алюминия, латуни, стали и ПВХ.

Из наиболее распространенных универсальных профилей можно различить следующие виды: угловой, торцовый и двусторонний угловой.

За последние 4-7 лет в этом сегменте рынка отделочных материалов и аксессуаров для ламината произошло большое увеличение ассортимента. Наиболее востребованным на сегодняшний день остается то, что дешево и выглядит наиболее привлекательно.

Герметики и клеи

На клеи, герметики, различные наклейки на мебельные ножки (которые относятся к напольным аксессуарам, так как они защищают пол от механических повреждений) приходится до 7 % всего рынка аксессуаров для напольных ламинированных покрытий.
Для производителя, у которого основным продуктом является непосредственно ламинат, дополнительные аксессуары, в виде клея и герметиков, особого экономического эффекта не имеют, но присутствовать в ассортименте компании они все равно должны.

Заключение

Мы теперь представляем, какую роль в оформлении интерьера играют аксессуары. Они являются главным дополнением во внешнем виде всего помещения, его дизайне, а иногда становятся неотъемлемым техническим и визуальным решением.

Напольные покрытия способны выдерживать различные нагрузки: механические и атмосферные, термические и абразивные, но чтобы покрытия не меняли свои технические и внешние характеристики, используют различные сопутствующие аксессуары.
К середине 2009 г. в России производство ламинированных покрытий при благоприятных условиях должно приблизиться к показателю около 60 млн.кв.м. в год. В тоже время, еще 2,5 года назад весь объем продаж ламината на российском рынке оценивался специалистами втрое меньше.

Сегодня производство ламината – дорогостоящее занятие, именно поэтому в клубе отечественных производителей лидирующие позиции занимают зарубежные компании – «дочки» международных крупных холдингов. Также среди тех, кто планирует войти на российский рынок, также в основном иностранцы. В тоже время российский сегмент по географии производства и по происхождению инвестиций развивается по такому сценарию, который заложила иркутская компания «Шелехов-ламинат»: основа производства заключается в том, что она использует только последнюю стадию производства ламината, закупая плиты-основы HDF у зарубежных производителей. На сегодняшний день все больше зарубежных компаний либо планирует организовать производство, либо уже имеют производство в нашей стране. А чем больше продается ламината, тем больше будет продаваться и аксессуаров к напольным покрытиям.