Поп-культура в нынешнем ее виде началась после Второй мировой — с развитием средств коммуникации. Когда песни стало возможным транслировать на всю страну — тогда появилась необходимость в песнях, которые нравились бы всей стране. Рождалось телевидение, все об­ширнее становились радиосети. И вот возник­ла социальная группа, создавшая в мире поп-культуры все идиомы, которыми позже вос­пользовались все, от хиппи до панков и пользу­ются по сию пору: битники, «разбитое» поколе­ние.

Молодые люди, чье время формирования пришлось на военные годы, годы серьезной пе­реоценки ценностей и серьезных потрясений в обществе. Тут надо, конечно, понимать, что Америка никогда не воевала так, как Европа: чтобы горели города и погибали миллионы. По­этому там у молодых людей была возможность наблюдать войну со стороны, оценивать ее, да­же насмехаться над ней, что для нас — совер­шенная дикость: там героем считался Гленн Миллер, чей самолет просто пропал над Ла-Маншем в 1944 году, там к войне относились как к детали пейзажа — из этого угрюмого пейза­жа и родились битники.

Вообще, со словом «битник» связано много недоразумений: отечественные неформалы считали, что происходит оно от глагола «бить», в смысле — давать по роже, и потому самые ра­дикальные из них рядились в клепаные одежды, напускали на лица выражение мрачной реши­мости и называли себя битниками. Ходили ле­генды о том, что битники — это такие рейндже­ры, которые живут в лагерях, где по периметру стоят вооруженные карабинами люди и стреля­ют во всякого, кто не свой, без предупреждения. Все эти фантастические представления возни­кали тогда, когда отечественное движение «де­тей цветов» претерпевало серьезный кризис, и была необходимость в какой-то новой роман­тической идее. От этой же безысходности воз­никали легенды о концерте the Beatles в аэро­порту «Шереметьево» и прочая чушь.

На деле же битники поначалу были вообще сугубо литературной группой — по образцу до­военного парижского богемного коммьюнити это была компания молодых писателей и по­этов, принявших на себя скучающий вид людей, не приемлющих ни ценностей истеблишмента, ни эстетических установок «официаль­ного» искусства. Основу группы состав­ляли Аллен Гинзберг, Уильям Берроуз, ДжекКеруак и Нил Кэссиди, познакомив­шиеся в Колумбийском университете и шатавшиеся вместе по манхэттенским улицам. Позже к ним присоединились Грегори Корсо и Герберт Ханке и еще не­сколько молодых людей, чье творчество в нашей стране либо плохо известно, ли­бо неизвестно вовсе. Все они были оза­бочены сочинением художественных произведений, так или иначе расширяю­щих границы «традиционного» искусст­ва: впрочем, за слово «расширяющих» они, скорее всего, побили бы, пото­му что они предполагали, что вовсе от­рицают академические традиции — в этом они были схожи с футуристами начала века и оттого являлись больши­ми поклонниками Маринетти, а также, в частности, Маяковского.

Изобретение термина «битник» при­писывают Керуаку: вообще-то на разго­ворном языке того времени оно оз­начало «помятый жизнью», «изношен­ный», «усталый», но Керуак возвел его в ранг наименования и даже произвел не­ологизм «beatitude», соединив слова «beat» и «attitude», то есть «отношение к жизни» или «мировоззрение». Было у слова «beat» и еще одно важное значение: так назывался ритм в джазо­вых композициях, а джаз для битников быстро стал главным культурным сопровождением — один из идеологов битничества Джон Артур Мэйнард гово­рил о джазе в таких терминах, как «но­вый завет» и «откровение».

Речь чаще всего шла о бопе, который появился не­задолго до самих битников и пробивал себе дорогу на сцену через целые ушаты кри­тических помоев, которые лились на него со всех сторон: один из критиков, Уинторп Сарджент, например, писал, что-де если негра с дет­ства воспитывать на хорошей музыке типа Бет­ховена, то он бросит свои варварские дудки и начнет слушать академические произведения. Так вот, боп сделал исполнителя почти священ­ной фигурой и подарил битникам такие поня­тия, как одиночество в толпе и спонтанность. Именно спонтанность битники чаще всего назы­вали основой своего творчества, а Керуак так и просто призывал писать произведения без точек, а лишь с пробелами, обозначающими фразировку или набор дыхания перед новой мыслью. Битники боготворили пионеров бопа, обожали Майлза Дзвиса, Телониуса Монка, Диззи Гиллеспи и особенно Чарли Паркера, чья бе­зумная жизнь как нельзя лучше сообщалась с их собственными мыслями и ощущениями. Впро­чем, артисты, пришедшие до бопа, тоже почита­лись: так, Керуак утверждал, что его самое зна­менитое произведение и одновременно глав­ная книга битников, «На дороге», которую он планировал печатать свернутой в рулон, роди­лась у него в голове под влиянием музыки Лес­тера Янга и его знаменитой композиции «Lester Leaps In».

Скоро движение разрослось: идеология не­приятия истеблишмента оказалась крайне при­влекательной для молодежи из семей средне­го достатка, чья жизнь в «двухэтажной Амери­ке» была невыносимо скучной. Все традицион­ные атрибуты хиппи — длинные волосы, боро­ды, два пальца вверх — уже были у поколения битников: только те еще не сбивались в комму­ны и еще не слушали стадионный рок за отсутст­вием оного. С наркотиками, опять же, не было таких проблем: то есть, они не возбранялись, но и не слишком воспевались. Хотя все любимые музыканты битников — и Паркер, и Дэвис — в то время довольно крепко сидели на них, и Пар­кера это в итоге свело в могилу. Но вокруг тaких смертей еще не было трагического и при­тягательного ореола, они казались, скорее, эксцессами свободной жизни, нежели непре­менной ее составляющей.

PLAY № 9 (21), СЕНТЯБРЬ 2002.

По сведениям сайта: www.ramones.ru