Бусидо - морально-этическое наставление о нормах поведения японских рыцарей (буси). Несмотря на то, что кодекс никогда не формулировался официально в рукописном виде, он имел исключительно сильное влияние на формирование миропонимания, взглядов и жизненных представлений военного сословия и полностью всех японцев. Основы Бусидо возникли почти одновременно с формированием крепкого сословия воинов в IХ-ХI веках н. Э..

Верность и готовность осуществить любой приказ хозяина являлись определяющими качествами для рыцаря. Его жизненный путь и даже смерть были подчинены только кодексу достоинства и самурайского долга. Чувства обычного человека не несли в себе для воина никакого смыслового значения.

Основными идеалогическими источниками в деле возникновения морального кодекса чести самурая, как нередко называют Бусидо, явились учение Конфуция, синтоизм и Дзэн-буддизм. Главные нравственные традиции конфуцианства, в первую очередь это верность долгу, достоинству, понятие и характеристики “благородного мужа”, гармонировали с присущим буддизму трепетным отношением к понятию смерти и, следовательно, равнодушием к жизни, убеждением в возможности перерождения в ином качестве в зависимости от факта того, как удалось прожить и достойно закончить свою жизнь.

Философия Бусидо крылась в следовании пути к идеалу, который лежал сквозь тяжелейшие психофизические тренировки буддизма, занятия с оружием, сражения а также смерть.

Некоторые требования касающиеся поведенческих особенностей воинов излагались в специальном “Законе о военных домах”. После была издана книга “Принципы воинских искусств”. Самым же известным изданием на эту тему была книга некогда бывшего самурая Ямамото Цунэтомо “Хагакурэ” (”Сокрытое в листве”). Помимо всего прочего, автор в данной книге выделил необходимость внимания воинов на предпочтительность неестественной смерти для любого буси.

В том случае, если честь воина даже нечаянно оказвалась затронутой, нужно было немедленно предпочесть лишение себя жизни. Как правило, буси следовали этому требованию, и традиционное лишение себя жизни - харакири- было распространено очень широко. Распространённость разных его вариантов доросла до немыслимых масштабов, что руководство сёгуна вынуждено было вести борьбу с ним на уровне государства.
По окончании Реставрации Мэйдзи известноть Бусидо пошла на убыль, но не исчезла совсем. В конце 19 столетия бывший самурай Нитобэ Инадзо написал произведение, которую так и именовал: “Бусидо: дух Японии”, ставшую одним из самых явственных примеров письменной самобытности Пути самурая. Являясь частью национального самосознания, Бусидо в некоторые периоды японской истории опять был для общества важен и сознательно использовался японскими политическими деятелями для поднятия боевого духа воинов а также для поддержания идеи японского верховенства.

Так происходило во время ведения войн в конце 19 в. И начале двадцатого в., когда правительство фактически сделало экспансию своей политикой, было это до так и в период второй мировой войны.

Самый ярчайший пример использования Бусидо в это время - летчики-смертники. Идея пожертвовать своей жизнью во имя императора являлась для каждого всего-навсего нормой Бусидо, в необходимости осуществления которой не может возникать никаких колебаний. После окончания военных действий случаи следования Пути самурая в подобных ортодоксальных формах стали гораздо более редкими.