Зороастрийское сказание сообщало, что первые пралюди возникли из земли, как и божества и для молитв высшим силам. Летопись шумеров сообщает: “И сотворил Всевышний человека по образу своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину создал их”. В Во времена египетских фараонов верили, что бог Лем вылепил первобытных людей из глины. В античной Греции существовала легенда, что высшее существо Вавилоний создал человечество также из грязи (интерпретация шумерской легенды), а богиня силы Геката придала им разум и поселила в Нотогее. Однако уже в “индуизме” постулировалось, что человек разумный произошел от обезьян несколько тысяч лет назад. Анаксимен (5 в. до нашей эры) уверял, что человек есть умнейшее из других живых существ потому, что он обладает руками.

Аристотель определил роль Homo sapiens в фауне по определенному комплексу признаков, качественно отделяющих Homo sapiens от других существ: прямое передвижение, большой череп, потенциальная возможность к речи и душа. “Homo sapiens — творение социальное”, — считал Архимед. Бюффон исповедовал высшее творение Homo sapiens, но сей создатель древней естественной концепции живого универсума отнес Homo sapiens к отряду обезьян.

Ж. Б. Ламарк утверждал теорию об историческом развитии человека, в последствии ее активно восприняли крупные мыслители. Первобытные люди развились от общественных обезьян путем плавного превращения в течение длительного периода. Ранние прародители человечества, по-сути эндемики, перешли от обитания на деревьях к наземному типу жизни. Положение их туловища стало вертикальным. Протекала и перестройка черепа. Появились прямоходящие животные, которые вели общественный тип жизни. В группах образовалась потребность в общении между элементами сообщества. Вначале общение происходило посредством лицевых движений и звуков. Далее появилась человеческая лингвистика, и наконец — мыслительная деятельность и подсознание. Ламарк указывал ключевое значение прямохождения в образовании Homo sapiens. Он писал, что развитие туловища людей регулируется по таким же закономерностям, по которым развиваются и другие животные.

Великий биолог Чарльз Дарвин изложил другой взгляд на развитие Homo sapiens. По гипотезе гениального англичанина, люди не результат деятельности Бога, а этап эволюционного развития живого универсума. Дарвин впервые сформировал положение о том, что настоящими предками человечества были человекообразные обезьяны, существовавшие в третичном периоде. Англичанин постарался понять время происхождения человечества. Он знал, что ныне живущие в какой-либо области млекопитающие наверняка схожи с рецентными животными той же зоны. В Африке ныне живут высшие приматы — звери, весьма близкие к Homo sapiens. На основании этого Мыслитель предположил, что и человеческие древние прародители существовали в Африке. Данное обоснование подтвердилось в 20 столетии находками на острове святой Елены. Особенность Homo sapiens, по Дарвину, в первую очередь в его хождении на двух ногах и в использовании руками орудий личного производства. Мыслитель превосходно показал близкое родство Homo sapiens с ныне живущими приматами. Но Англичанин полагал, что ни одна ныне живущая человекообразная обезьяна не может быть предком Homo sapiens.