Между разработчиками web-узлов в эти дни идет настоящая необъявленная война. Подобно войне, разразившейся между светлыми и темными неграми в произведении Спайка Ли (Spike Lee) “School Daze”, суть конфликта понимают только сами его участники. Война идет не между коммерческими и экспериментаторскими сайтами. Не между “тупоконечниками” и “остроконечниками”. Идет война между специалистами по удобству интерфейсов (usability experts) и дизайнерами-графиками (graphics designers).

В углу спецов по интерфейсу все одеты в синие трусы с сиреневой окантовкой, весовая каждого представителя категория не превышает 25К… Там скандируют “Я-коб Ниль-сен!” - имя элитного специалиста по юзабилити, в активе которого 16 патентов в этой области и множество статей на тему “10 советов” о том, как надо делать, как не надо, как следует делать, и как не следует.

В углу дизайнеров-графиков популярны трусы серой палитры, каждый тянет по 500К на сайты (это сумма в долларах, а не количество байт).. Киокен.. окен.. окен.. окен - доносится оттуда. Это та самая студия, которая отмахивается от клиентов налево и направо, сросшийся навечно с Flash.

Нильсен считает, что современный Web - это улучшенный, но плохо используемый интерфейс к базам данных. Киокен считает, что Web - это еще неразвившаяся, но уже плохо используемая платформа для мультимедиа. И каждая из сторон просто УБЕДЖЕНА, что их точка зрения в конце концов восторжествует. вы только их послушайте:

Нильсен: “Сайт boo.com закрылся. Так и должно было случиться. Boo - один из тех нескольких заметных проектов, появившихся за последние несколько месяцев, где посмели нарушить мои принципы дизайна и сделали упор больше на мишуру, чем на юзабилити… Это доказывает, что чрезмерно навороченный дизайн не срабатывает.”

Джин На (один из основателей Киокен): “Нам пришлось отказать Sony на прошлой неделе. Они нас не хотели слушать, ну и путь себе идут. А еще мы еле отделались от Bad Boy Entertainment, но они в конце концов сдались и пришли обратно. Sony тоже вернулась. Клиент не понимает одного - чем меньше они с нами спорят, тем лучше. Мы и сами знаем, что для них подходит лучше всего.”

Ну что ж, начнем, пожалуй, схватку знаменитостей. Господа, бой должен быть честным. Подойдите друг к другу, и пусть победит сильнейший.

В чем же шутка?

Держу пари, что после 15 раундов, после расширения каналов, утверждения стандартов, после выхода с таким нетерпением ожидаемого Netscape 6, обе противные стороны не прекратят схватку. Web слишком велик, чтобы в нем возобладала лишь одна точка зрения. Некоторым сайтам все равно нужен будет мишурный блеск вокруг своего имени, который не укладывается в “принципы” Нильсена. А некоторым сайтам наоборот нужен будет упрощенная до тупости навигация и высокая скорость загрузки, о которой Киокен даже и не думает.

К сожалению, или к счастью, разделение между двумя лагерями существовали еще за долго до появления “новой медиа-технологии”, и будет существовать и после того, как Web станет такой же обыденностью, как и канализация в доме. “Новая медиа-технология” отражает это разногласие в новом ракурсе потому, что … она еще “новая”. До сих пор продолжается работа над толкованием понятий, используемых в Web. Следовательно, мы все еще пытаемся разгадать эту головоломку “юзабилити/дизайн”, по большому счету не понимая, откуда она вообще появилась. Теперь, на основании вышесказанного, позвольте мне в длинном ряде слов схематически изобразить данную ситуацию:

Юзабилити/Архитектура информации = мужское начало = левое полушарие мозга = делать = математика/наука = рациональное = логическое действие = выраженное словами = Марс

Графический дизайн = женское = правое полушарие мозга = быть = искусство = эмоциональное = интуитивное действие = невыразимое словами = Венера

Не удивительно, что сенсей Нильсен делает свои деньги на том, что много пишет и говорит (”выраженное словами”), в то время как студия Киокен - на дизайне (невыразимом словами). Вспомните слова сенсея На - “чем меньше клиент СПОРИТ с нами, тем лучше”.

Теперь вам понятно, почему каждая из сторон быстро начинает действовать второй на нервы? Специалисты по юзабилити считают, что дизайнеры-графики слишком сильно полагаются на чувства. “К чему все эти их новаторские эксперименты с внешним видом сайта? Почему они не могут сделать все проще, без наворотов?” Дизайнеры-графики со своей стороны считают спецов по юзабилити слишком тупыми, слишком прямолинейными. “Что значит, внешний вид - лишь просто глазурь на торте. Без графического дизайна, сайт - это просто голая схема.”

Вуду-юзабилити

В прессе и в форумах дизайнеры-графики терпят поражение. И не удивительно. Они же не могут выразить свои мысли словами, помните? Вот и появляются сайты, где губят на корню дизайнеров-новаторов, даже не разобравшись для чего ими были созданы те или иные сайты; более того пишутся совершенно глупые статьи “слепыми” обозревателями, для которых эталон эстетики - это стриптиз с танцами на столе.

Но подождите! Ведь у спецов по юзабилити есть статистика! У них все задокументировано! Пользователи - на их стороне! Но, если подумать, какие вопросы задаются в исследованиях по юзабилити? “Смогли ли вы это найти?” “Удалось ли вам выполнить задачу?” “Объясните нам В СЛОВАХ, что вам удалось СДЕЛАТЬ?” Эти вопросы уже сами по себе предполагают “марсианские” критерии оценки действий пользователя. Если оцениваемый сайт относится к категории “марсианских” (логический, рациональный, заточеный под левое полушарие), тогда по шкале Нильсена он получит самую высокую оценку. Попроси Нильсен у своих подопытных “написать краткий рассказ о тех, чувствах, которые вызвал данный сайт”, статистика была бы совершенной другой. Но естественно, оценка по таким критериям была бы основана на эмоциях и ощущениях и потому - ненаучной. Если выразить проблему словами самого Нильсена, оценка по Нильсену всего лишь еще одна форма “вуду”-юзабилити. Она обнаруживает то, что хочет найти и игнорирует то, что не способна измерить.

Но что, если у компании Levis нет огромной базы данных продукции, которую она собирается продавать через Интернет? Что, если Levis просто желает дать людям почувствовать строгость и некоторую особенность своей продукции? Что, если для Levis успешным сайтом является тот сайт, который передает чувство, отношение, мировоззрение? Другими словами, что если Levis заинтересована в рекламе своей торговой марки (брендинге - branding)? Большинство тестов на юзабилити неспособны оценить успешность сайта в “количестве вызванных эмоций”, поскольку для большинства пользователей (и большинства людей) выразить чувства словами невозможно, в особенности отвечая на вопросы с несколькими вариантами ответа. Но ведь, если положительные впечатления от работы с сайтом нельзя отобразить в графике, это не значит, что их не было.

Меня зовут Лоракс, я умею разговаривать с деревьями

Дизайнеры-графики понимают, что что-то здесь не так, тем не менее в своем большинстве они безуспешно пытаются противостоять “насилию, заложенному в системе”. Молодые, дерзкие, непокорные ребята (сплошь покрытые татуировками и проколотые всякими фенечками с ног до головы), они выкрикивают свои мнения, пытаясь выразить невыразимое. Таким образом, г.-н Нильсен имеет все шансы в еще большей степени охмурить корпоративных клиентов, в то время как вся субкультура разочаровавшихся дизайнеров обречена на вымирание, вынужденная метать свои антикапиталистические дизайнерские лозунги в кибер-пустоту.

Но так было до сегодняшнего дня. Ряды дизайнеров-графиков наконец-таки пополнились своими ораторами: Джошуа Девис (Joshua Davis) из Кокен, Матт Оуенс (Matt Owens) из Volume One, Тодд Пергасон (Todd Purgason) из Juxt Interactive, и множество других умудренных профессионалов, которые создают насыщенные графикой коммерческие сайты, перед которыми состоятельным клиентам все труднее устоять.

Теоретики и авторы статей, защищающие графические веб-дизайн появились с небольшим запозданием (по причинам, которые выше уже были описаны). Графический дизайн не возможно подладить под список рецептов того, что надо, а что не надо делать. Джедай пользовательского интерфейса Натан Шедрофф (Nathan Shedroff) написал прекрасную статью о привлекательности пользовательского интерфейса, но она все-таки еще через чур абстрактна. Я предлагаю вам свой собственный список десяти свежих дизайнерских стилей. Надеюсь, эта ссылка поможет сделать еще один шаг в развитии словаря веб-дизайна. Кроме того, не стоит забывать и о статьях по графическому дизайну в стиле “10 советов”.

Тем не менее у дизайнеров-графиков никогда не будет столько ясно и просто описанных “принципов”, как у Якоба Нильсена (если они вообще появятся). Такая невыразимость словами присуща словарю эстетики. Графический дизайн в Web - не исключение. Тем не менее, не смотря на то, что истина не может быть выражена в двух трех словах, она не перестает быть истиной.

Я посмотрела на облака и снизу и сверху

Хоть Web начинался как простая среда обмена документами по исследованиям в физике, наивно ожидать, что он так и останется по большей частью текстовым. Специалисты по юзабилити стенают, когда Web пытается развиться в нечто большее, чем простая картотека. Их заклинания о скорости загрузки страниц выдают их нежелание выбросить за борт Web, построенный на словах. Но то, что Web вырос из текста, вовсе не означает, что он так и должен оставаться текстовым.

CD-ROM-ы появились для распространения игр, а теперь на CR-ROM-ах поставляются энциклопедии, экспериментальные рабочие оболочки, и даже виртуальные кулинарные книги. Не уже тех разработчиков игр старой школы, стенавших: “Книга полезных рецептов Уильяма Сонома” на CD-ROM-е - это полнейшая чушь! Там даже нет и намека на конкурентность. А ведь всем известно, что CD-ROM-ы по самой своей природе конкурентоспособны!” Нелепо, правда? Тем не менее, мы встречаем толпу экспертов по юзабилити старой закалки, утверждающих: “Разве им не известно, что Web - это просто интерфейс доступа к информации? Какая разница, как он выглядит? Где контент?”

Я не думаю, что Web превратится в интерактивное телевидение, но в то же время он не останется текстовым форумом, где физики обмениваются своими идеями. А кто этого хочет? Не смотря на всю свою статистику, аргументы, и списки рецептов, спецы по юзабилити упускают тот факт, что мы - будучи людьми - не все являемся марсианами. В каждом из нас есть что-то от венерианцев, а кое-кто из нас вообще целиком с Венеры.

Естественно, я призываю всех дизайнеров-графиков все-таки обратить внимание на некоторых специалистов по пользовательскому интерфейсу, которым удается критиковать ваши шедевры, сделанные во Flash, не теряя видение всего вашего сайта целиком.

А вам, спецы по юзабилити, следует обратить внимание на стихи хиппарки Джони Митчелл (Joni Mitchell), в которых она описывает механику человеческого взаимодействия:

Rows and flows of angel hair,
Ice cream castles in the air,
Feather canyons everywhere,
I’ve looked at clouds that way.
But now they only block the sun.
They rain, they snow on everyone.
So many things I would’ve done
But clouds got in my way.
I’ve looked at clouds from both sides now,
From up and down and still somehow
It’s clouds’ illusions I recall.
I really don’t know clouds at all.

Замените “облака” на “графический дизайн” и вы поймете мой намек. Если спецы по юзабилити не согласятся с тем, что Flash-ролик размером с 250К пожалуй является самым лучшим решением для главной страницы брендингового сайта, то им вскоре придется в одиночестве вещать свои пророчества на Марсе в то время, как вся человеческая общественность будет осваивать новые технологии Web.

Информация об авторе статьи

Материал взят с сайта http://www.webmascon.com
Автор: Curt Cloninger and A List Apart
Перевод: Александр Качанов