Какая все-таки тонкая штука – наше законодательство. Каждый выезжающий узнает это только на своем, чаще печальном, опыте сбора десятков важных, дополнительных и менее важных бумаг для посольств, ЗАГСов иностранных государств и прочих зарубежных организаций… Но, часто встает вопрос - какой документ, где его взять, как заверить, где легализовать и т.п. Давайте посмотрим на такие ситуации подробнее…

Вот, собственно, ситуация, с которой не раз сталкиваюсь, консультируя выезжающих за рубеж:
Клиентка собирается заключить брачный союз в Италии. Для этого в Загсе ей нужно предоставить следующие документы: свидетельство о рождении, и свидетельство о разводе (у нее они выданы за 1975 год и за 2002 год соответственно). Ее жених узнает в итальянском Загсе, что нужно поставить на эти документы Апостиль и сделать перевод при посольстве Италии в Украине.

На этом этапе многие клиенты бросают все дела и едут в Киев за необходимыми печатями. Добрый совет - прежде чем ехать в столицу, назначать дату бракосочетания, покупать билеты на самолет, записываться на собеседование и т.д. (этот список взаимосвязанных дел может продолжаться) проконсультируйтесь со специалистом.

Вы спросите: «Зачем? Ведь все понятно, ставим печать и пакуем чемоданы». Отвечу. Для того чтобы узнать, соответствуют ли Ваши документы всем тем стандартам и нормам, которые требуют такие серьезные организации, как Министерство Юстиции и Министерство Иностранных Дел для проставления печатей международного значения.

То обстоятельство, что на Вашем документе стоит штамп и подпись, еще не означает, что в Киеве это свидетельство заверят. К сожалению, немногим удается объяснить, зачем же брать документ повторно. Большинство людей думает, что это действие – лишняя трата времени и денег. Зачем менять, ведь вот оно на руках, выдала родная страна, с печатью и подписью регистратора.

В связи с этим ещё раз предлагаем консультационные услуги, которые для наших клиентов – бесплатны. Узнав все тонкости процедуры, Вы сами сможете решить: ехать в Киев самостоятельно или прибегнуть к помощи посредников, сэкономив свое время.

Очень часто документы приходится истребовать заново. Моя клиентка - невеста - решает самостоятельно ехать в Киев и только там узнает, что свидетельства у нее старого образца, и их нужно брать повторно. Вот тут обозначается «территориальный» масштаб катастрофы. Самый безболезненный вариант, если Вы получали все свои документы в том же городе, в котором сейчас проживаете.

Более серьезно, если Ваши мама и папа стали родителями где-нибудь в маленьком поселке в Крыму, а разводились Вы, к примеру, в Луганске. И теперь Вам нужно срочно мчаться в два разных региона страны, за повторными документами, боясь не успеть подготовиться к назначенному собеседованию. Получается, деньги и время на поездку в столицу потрачены зря, а теперь еще предстоят новые непредвиденные расходы и хлопоты.

Небольшой экскурс в истории и советы всем, кому предстоит легализовать свои свидетельства, полученные в органах ЗАГС.
Раньше, когда существовал СССР, любой гражданин этой большой страны мог родиться как в Астане, так и в Бишкеке или, например, во Владивостоке, и его документ о рождении был легальным в Киеве. Вспомните, наверняка у многих из Вас бабушка или дедушка, а может прадед, служили, учились, поднимали целину и рожали ваших родителей где-нибудь в тайге или в далеком ауле. Бланки, регистрирующие акт рождения, были одинаковые в виде книжечки с печатью СССР.

В большинстве случаев они выдавались на русском языке, остальные - на русском языке с дублированием на языке республики рождения, после подписания Гаагской Конвенции их также нужно было легализовать, если человек выезжал за границу, но большинство советских граждан не рисковали покинуть Союз. Поэтому обращений по удостоверению документов для иностранных государств практически не было.

С момента провозглашения независимости Украиной (24.08.91г.) в законодательстве многое изменилось, поменялся и внешний вид самих свидетельств. Выдача документов стала производиться на украинском языке, появилась характерная символика, на бланках ставиться гербовая печать Украины. В 2002 году Верховная Рада приняла постановление «Про затвердження зразків книг реєстрації актів цивільного стану та описів бланків свідоцтв, що видаються державними органами реєстрації актів цивільного стану (Із змінами, внесеними згідно з Постановою КM N 316 ( 316-2003-п ) від 12.03.2003», согласно которой был утвержден окончательный дизайн и размеры свидетельств, а также текст печати Загса.

Но это постановление вступило в силу только после марта 2003 года вместе с новым Семейным Кодексом Украины. К тому же, большинство Загсов не сразу перешли на регистрацию актов гражданского состояния на новых бланках, а только после полного использования старых.

Вот и получается, что по закону, с 2003 года все свидетельства, выданные в Загсах, должны быть нового образца, но на практике даже в 2006 году люди еще получали на руки документы на старых бланках.
Все свидетельства, выданные на территории Украины за любой промежуток времени, в любых организациях Украины, для внутреннего пользования действительны без легализации.

Что делать, если…
А. Ваше свидетельство выдано в СССР.
Внимательно посмотрите место выдачи свидетельства. Легализацию документа будет выполнять та страна, на территории которой сейчас находиться этот населенный пункт. Например, свидетельство выдано в Тбилиси в Грузии. Ваши действия – брать документ повторно и делать легализацию именно в Грузии, даже если подавать документ Вы будете в посольстве на территории Украины.

Б. Ваше свидетельство выдано после 1991 года в Украине.
Если Ваше свидетельство соответствует образцу, не ламинировано с обратной стороны и на нем нет никаких посторонних печатей (например, печати об оформлении нового паспорта и т.д.), то повторная выдача свидетельства не нужна.
Образцы бланков свидетельств >>

Если же на руках у Вас документ, выданный после 1991 года, и вышеприведенному образцу он не соответствует, знайте, что существует постановление, согласно которому нельзя пришивать к свидетельству отдельный лист для проставления Апостиля. Эта печать ставится на оригинале документа, а так как свидетельства старого образца в форме книжки и в форме листа не имеют достаточно свободного места, то необходимо брать повторные свидетельства.

Для консульской легализации можно использовать свидетельства, выданные с 1996 года в виде книжечки. На них помещаются печати МЮ и МИДа. В большинстве стран существует требование, что после проставления последней удостоверительной печати до момента подачи документов в органы этих стран должно пройти не больше 6 месяцев, но в некоторых странах это касается не только печатей легализации или Апостиля, но и даты выдачи самого свидетельства. В связи с этим, если у Вас нет возможности уточнить - примут ли в иностранном государстве Ваши документы, выданные больше 6 месяцев назад, лучше также взять их повторно.

На новое свидетельство для дальнейшей легализации обязательно нужно поставить печать Областного Министерства Юстиции. Если у Вас нет возможности истребовать и легализовать свидетельство на территории Украины или стран бывшего СНГ самостоятельно - Вы можете воспользоваться услугами нашей фирмы.

Источник: Чемодан