В Соединенных Штатах Америки туризм в основном сосредо­точен в трех регионах - Флориде, Калифорнии и штатах северо­восточной части. Приблизительно 40% населения США прожи­вает в этой части страны, куда входят штаты Нью-Йорк, Пен­сильвания, Виргиния, Мэн, Нью-Хэмпшир, Вермонт, Массачу­сетс, Коннектикут, Род-Айленд, Нью-Джерси, Делавэр, Мэриленд и Западная Виргиния. Население здесь сосредоточе­но в длинной цепочке прибрежных городов с центром в Нью-Йорке. Регион популярен для туризма благодаря разнообраз­ным туристским ресурсам. Его климат способствует организа­ции летнего приморского отдыха и занятиям зимними видами спорта. Хотя Северная Америка не богата историческими па­мятниками, большая их часть находится именно в этом регионе. Пилигримы из Европы высадились в этих местах вблизи Босто­на в 1620 г. и до сих пор сохранилось их первое поселение с не­сколькими домами.

В некоторых старинных городах в перво­зданном виде сохраняются и улицы XVIII в. Однако регион в первую очередь знаменит как кратный центр современной культуры и бизнеса во главе с Нью-Йорком.Полоса пляжей начинается в Кейп-Коде на севере и прости­рается на юг вплоть до Кейп-Хаттерас. Берега представляют собой песчаные дюны. Между городами Норфолк и Лонг-Ай­ленд тянется цепь песчаных пляжей и курортных городов, таких как Вирджиния-Бич, Ошн-Сити, Уилдуд и Атлантик-Сити.

Берега севернее Лонг-Айленда очень разнообразные, поэто­му удобны для занятий парусным спортом, например, в районе Ньюпорт, где сосредоточены дорогие и элитные вторичные дома с собственными пляжами многих состоятельных жителей Нью-Йорка. Берег шт. Мэн довольно каменистый и относительно меньше развит для туризма. Находящийся здесь Национальный парк Аркадия является вторым по популярности национальным парком страны и принимает около 4 млн посетителей в год.

Туризм во Флориде начал развиваться в 70-е годы прошлого века как зона зимнего отдыха. Многие богатые американцы строили здесь дома, чтобы приезжать сюда зимой. Однако в 20-е годы нашего столетия многое в штате изменилось и регион стал крупным туристским центром. Так, в 1987 г. он принял 34 млн гостей. Поступления от туризма в бюджет штата составили 40,2 млрд долл., при этом было обеспечено 1,28 млн рабочих мест, т. е. 23% всех рабочих мест в штате.На атлантическом берегу Флориды от Майами-Бич до Дей­тон-Бич расположены многочисленные курорты. Майами-Бич, известный как крупный центр отдыха и развлечений, оснащен большим числом многоэтажных современных отелей.

Однако в городе развит и конгрессный бизнес. В последнее время он пользуется особой популярностью у европейцев, которые пред­почитают приезжать сюда через покедж-туры. Севернее распо­ложен Палм-Бич, застроенный элитными виллами. На запад­ном побережье между Фортом Майерсом и Санкт-Петербургом находятся отличные пляжи, покрытые белым мелким песком.

Главными достопримечательностями штата являются Дисней­ленд около Орландо, Центр космических исследований на мысе Канаверал.В шт. Флорида имеется хорошая система автомобильных до­рог, соединенных с межштатовской системой скоростных трасс и благодаря этому в штат приезжает большое количество автоту­ристов, которые предпочитают останавливаться в северной час­ти. Туристы же, прилетающие на самолетах, концентрируются около аэропортов, в Голд-Кост на юге, между Майами и Палм-Бич.Транзитный туризм во Флориде небольшой, хотя и занимает важное место в ее туристской модели. Порт Майами служит во­ротами для круизных пассажиров со всей Америки и пропуска­ет около 1 млн туристов в год.Среди штатов США по количеству прибытий и объему рас­ходов лидирует шт. Калифорния с населением 28 млн человек.

Более 90% населения проживает в городах, большинство из ко­торых расположены берегу Тихого океана. Хотя здесь в основ­ном преобладает внутренний однодневный туризм и туризм на выходные, Калифорния остается одним из важных центров международного туризма США.Берега Калифорнии очень разнообразны: есть здесь и песча­ные пляжи, и скалы, и утесы. Однако есть и превосходные мес­та для отдыха и путешествий в глубине штата. Например, Наци­ональный Йосемитский парк — один из старейших националь­ных парков страны, который принимает около 3 млн гостей в год.Главным туристским центром штата является Лос-Анджелес (49,3 млн посещений в 1987 г.), который представляет крупный конгломерат отдельных городов, соединенных между собой ско­ростными автодорогами.

В нем находятся такие достопримеча­тельности, как Голливуд, где проводятся экскурсии по знамени­тым киностудиям, Диснейлэнд, расположенный рядом с г. Ана-хейм. К другим крупным туристским городам Калифорнии от­носятся: Сан-Диего, находящийся южнее Лос-Анджелеса у самой мексиканской границы (32 млн гостей в 1987 г.) и Сан-Франциско, расположенный на севере штата (12,8 млн гостей).Рядом с Калифорнией находятся другие важные туристские центры США - г. Лас-Вегас на территории соседнего шт.

Нева­да, знаменитый своим игорным бизнесом, и Гранд-Каньон в шт. Аризона. Лас-Вегас сегодня — один из бурно развивающихся го­родов США. Так, в 1987 г. его посетили 16,2 млн гостей, которые оставили в городе 8,6 млрд долл. Огромные средства вкладыва­ются в развитие гостиничного хозяйства города, здесь находят­ся самые крупные отели мира, такие, как отель «Нью-Йорк» и отель «МСМ». Гранд-Каньон расположен в долине р. Колорадо, которая пересекает 1,5-тысячеметровое ущелье в пустыне Ари­зона и является популярным национальным парком. Ежегодно здесь бывает 3,5 млн гостей.Другие штаты США также богаты туристскими достоприме­чательностями.

Например, в Техасе есть прекрасные пляжи, в Хьюстоне - Центр космических исследований; горные штаты Вайоминг, Колорадо, Монтана, Юта и другие располагают бога­тыми рекреационными ресурсами.Зарубежные гости делятся на две основные группы: гости из соседних стран — Мексики и Канады, и гости из-за океана. Пер­вая группа обеспечивает 62% общих прибытий в страну. Боль­шинство канадцев привлекает Флорида, однако, Нью-Йорк, Га-вайские острова и Калифорния также являются для них важны­ми туристскими центрами.

Большинство канадских и мекси­канских туристов приезжают в США наземным транспортом (77% канадцев приезжают на автомобилях).Большая часть межконтинентальных гостей приезжает в США из Европы (47%), и Азии (31%). Из европейцев путешест­виям в США отдают предпочтение британцы - 2,49 млн человек в год, а из Азии — японцы, 3,3 млн человек в год. Две трети японских гостей посещают тихоокеанские острова США — Га­вайи или Гуам. Межконтинентальные гости посещают в сред­нем два штата за время своего путешествия по стране.Основными воротами для США являются города Нью-Йорк (29 % всех межконтинентальных гостей, в основном из Евро­пы), Майами (11%), Лос-Анджелес и Сан-Франциско.

Послед­ние два города Калифорнии принимают вместе 20% межконти­нентальных гостей страны, особенно из Азии. Район, находя­щийся вблизи Сан-Франциско, - Силиконовая долина являет­ся главным центром развития высоких технологий и активно привлекает туристов из Японии.Региональное распределение прибытия зарубежных гостей показывает, что основная их часть сосредоточена в районе Нью-Йорка (штаты Нью-Йорк, Пенсильвания, Нью-Джерси, Мэри­ленд и округ Вашингтон) и составляет 17,9% всех прибытий. Да­лее идут Тихоокеанский берег (19,5%) и Флорида вместе с бли­жайшими прибрежными штатами (18,5%).

Несмотря на большую численность населения США, из страны выезжает на отдых за границей относительно немного туристов, например, в 1992 г. отправились за рубеж 52,8 млн человек, из них большая часть поехала в соседние Мексику и Канаду (16 млн и 12 млн че­ловек соответственно). Количество однодневных туристов в эти страны еще больше: в Мексику - 50 млн человек и в Канаду - 23 млн человек в год. В 1992 г. 25% выездного туризма пришлось на долю Европы, 17% - на Дальний Восток и 10% - на Карибский бассейн.Внутренний туристский рынок США очень велик, несмотря на непродолжительный отпуск американцев (две недели).

Он отражает огромные размеры страны и его населения. Большой внутренний рынок туризма обеспечивается в основном за счет путешествий, которые американцы любят совершать по стране в выходные дни. Так, в 1990 г. 51% проведенных в своей стране отпусков имели продолжительность три или меньше ночей. Большинство этих поездок совершаются на автомобилях (80%)на расстояние более 1,5 тыс. км и только 15% на самолетах. В последнее время среди американцев растет популярность при­брежных курортов и зон отдыха около озер, меньше стали посе­щать горные курорты и крупные города.