В наше время ни для кого не является секретом, что “количество звезд” отеля или готиницы напрямую зависят на цену номера и услуг, заказываемых в нем. Оправдывается ли это уровнем сервиса или комфортабельностью номеров? Или потраченные вами деньги были утеряны впустую. Для того, чтобы начать рассуждение на эту тему стоит вернуться в недалекое прошлое, во времена СССР. С тех самых пор требования к отелям - регламентации не уменьшались, как в большинстве сфер услуг, а увеличивались. В настоящее время регламент содержит более 40 страниц документа -  “Система классификации гостиниц и других средств размещения”. Скорее всего даже регулярный гость гостиниц и понятия не имеет, что там написано. И уж точно не догадывается о том, что покрытие плиткой или камнем стен ванной отличаясь по высоте на 1/3 от полностью покрытой даст троекратное увеличение в баллах  для оценки звездности отеля. Наверное  он оценивает гостиницу с другой точки зрения.

Сегодня на российском рынке услуг преобладающее количество гостиниц и отелей никак не сертифицированы и более того, всего в стране количество “5-ти звездочных” отелей не более 20,  “4-х звездочных” - 64, около 130 гостиниц имеют “3-и звезды”, а около 100 имеют категорию “1 или 2-х звезд”. Остается только понять, а вправду ли они удовлетворяют тем самым требованиям сертификации или просто покупают себе эти “звезды”, и автоматически повышают цену и зарабатывают сверхприбыли на “чистых звездах”?
Российское федеральное агенство по туризму и спорту выработало целый ряд документов по стандартизации гостиничного бизнеса. Но есть ли толк от проделанной ими работы?
Многое ли поменялось? Многие требования к звездности приводят к тому, что гость переплачивает за услуги, которыми никогда не воспользуется. Салон красоты, парикмахерская, бассейн, круглосуточный бар - все это замечательно, но, если они есть рядом с отелем, зачем их делать внутри?

Гость оценивает гостиницу по совокупности важных для него достоинств. Расположение ее в центре города важнее, чем пандус с козырьком от дождя, который предписано иметь высокозвездным учреждениям. Требования звездности по площади номеров и ванных комнат, наличию подземных парковок в принципе невыполнимы для гостиниц, расположенных в старых зданиях. Однако в глазах туриста ценность номера в памятнике архитектуры, особенно отреставрированном с высоким вкусом, во много раз выше бассейна с подсветкой на окраине города.

Введенное когда-то в Европе понятие звездности сыграло огромную роль в унификации гостиничных стандартов. Такую же огромную роль сыграет классификация в развитии гостиничного бизнеса в России. Владельцы гостиниц получили совокупность требований, к которой надо стремиться. Но пытаться слепо выполнять их во всех случаях было бы ошибкой.

В мире нет единой классификации отелей. В США, например, важен бренд сетей. В Азии обычный 4-звездочный отель может соответствовать люксовым отелям Европы. А в Европе отели категории “4 звезды” спокойно назначают цены выше, чем расположенные рядом 5-звездочные отели, и гостей это не смущает.

Отельный бизнес развивается по пути специализации. Появляются отели, которые позиционируют себя как бутик-отели, дизайн-отели, арт-отели. Подходить к ним с единым стандартом все равно что мерить пушных зверей по лекалам мясного скота. Отели в Воронеже для бизнес-туристов и для отдыхающих у моря нуждаются в абсолютно разных подходах к организации обслуживания. Отель для бизнесменов может гордиться WiFi во всех номерах, услугами консьержа, румсервисом, достаточным персоналом для мгновенного выполнения заказов, оформлением известным дизайнером, специальной программой обслуживания и т. п. Даже если такой отель по размеру комнат будет соответствовать “3 звездам”, собственник может назначить в нем цены выше, чем в отеле категории “5 звезд”.

В условиях, когда собственник своим бизнесом отвечает за соответствие цен на номера качеству обслуживания, формальные критерии звездности теряют смысл. Наверное, необходим жесткий контроль со стороны государства за соблюдением гигиенических и санитарных стандартов обслуживания. Но дальше задача собственника, а не чиновника придумывать себе уровни звездности, Deluxe и Class или любые другие иерархии, как это и происходит во всей сфере услуг - от ресторанов до концертов эстрадных звезд. Гость лучше любого чиновника определит истинную цену отеля, как зритель определяет истинную цену артиста, а покупатель - истинную цену картины. Жесткое же регламентирование звездности скорее приведет к появлению новых фельетонов.