На многих форумах, посвященных Паркуру / Фрирану, люди часто спорят о различиях. Большинство опытных трэйсеров / фрираннеров уже давно не обращают внимание на подобные дискуссии и даже не вмешиваются. Большая часть спорящих - новички, которые приходят в паркур или фриран и пытаются отстоять авторитет того, чем они занимаются, приводят доводы, выдумывают преимущества и недостатки… Ведётся так же множество споров о философии и коммерциализации паркура / фрирана

Итак, в этой статье я попытаюсь убедить людей, ставших на путь постежения искусства перемещения, стремящихся “найти истину” в спорах “о принадлежности и различиях” между паркуром и фрираном. Надеюсь, что после прочтения приведенных здесь доводов и цитат у вас отпадёт множество вопросов, ответить на которые я попытаюсь в этой статье.

В среде трэйсеров распространенно мнение, что основателем паркура является Дэвид Бэлль, а основателем фрирана - Себастьян Фукан. Это не совсем верно - правами на само понятие “PARKOUR” обладают и Бэлль и Фукан в равной степени. К примеру, официальный сайт Фукана носит имя www.parkour.com

Бытует мнение, что их пути разошлись из-за различий взглядов на развитие паркура, а так же на то, что Себастьян Фукан являлся сторонником коммерческого развития этой дисциплины. А Дэвид Бэлль - сторонником философского направления паркура “сила во имя помощи” и “некоммерческого” развития.

Что касается коммерческой стороны развития паркура - это, в принципе, неизбежно должно было произойти рано или поздно, и происходит уже сейчас. Любой новый трэнд, привлекающий внимание общественности и способный приносить деньги становится коммерческим направлением. В настоящее время в Европе и Америке паркур / фриран профессионально преподается за деньги, появляются товары с символикой и спецификой паркура / фрирана, продаются видеоносители с фильмами и видеороликами, профессиональных трэйсеров привлекают к участию в рекламных и кинопроектах. Паркур / фриран стал новой уличной субкультурой, новым направлением спортивной и экстремальной активности, которая привлекает всё больше сторонников, тем самым обеспечивая целевую аудиторию для тех, кто работает в этом направлении - спртивные товары и одежда, видео, кино, реклама, гимнастические залы и т.п. Таким образом паркур / фриран становится более популярным, хотя некоторые трэйсеры относятся к популяризации негативно и всячески выражают своё недовольство по этому поводу.

Одним из заблуждений, касающихся “различий” паркура и фрирана является коммерческое направление - якобы фриран допускает коммерческое направление развития и использование, а паркур - это полностью некоммерческое явление, основа которого заложенна в философии. Опять же если следовать этому утверждению, то выходит, что паркур - это искусство для избранных, и он должен находится в андеграунде. То есть демонстрация своего мастерства в кино и на телевидении, да еще и получение материального вознаграждения противоречит философии паркура. Хм… как же тогда фильм “13 район”? Может Дэвид снялся в нем бесплатно?

Далее, еще одно заблуждение связанное с “различиями” - это демнострационно-декоративное направление. Чаще всего приверженцы паркура находят различия в том, что во фриране допускается использование акробатических элементов, для достижения максимального эффекта, производимого на зрителя. Фриран, по мнению таких людей, является “позерством и выпендрёжем”, где основное внимание уделяется красоте и эффектности выполнения каждого элемента, а не эффективности. Паркур же, якобы, направлен только на то, чтобы максимально быстро преодолевать препятствия и перемещаться. Но на самом деле всё обстоит так, что большинство опытных трэйсеров практикуют акробатику и акробатические элементы. Причин множество, например: для демонстрации собственных возможностей и способностей, для (!) преодоления препятствий, для придания эффектности своиму искусству, для повышения своего физического уровня, для самовыражения, для удовольствия, просто так… Причины можно перечислять еще долго. Факт в том, то паркур не признает ограничений, если следовать девизу трэйсеров “нет границ, есть лишь препятствия” - не стоит искусственно ограничивать себя в достижении новых высот собственных возможностей, вычёркивая из паркура акробатику. Сюда можно добавить, что некоторые личности утверждают, что во фриране нет акробатических элементов, руководствуясь дословным переводом слова FreeRun - свободный бег. Если размышлять логически - то запреты, налогаемые на акробатику в паркуре препятствуют его развитию, формируют комплекс у новичков и припятствуют их самосовершенствованию.

Скажем так, общепризнаным является мнение, что акро не входит в паркур (что лично меня удивляет). Хотя сам по себе паркур / фриран - это синтез некоторых видов спорта, таких как лёгкая атлетика, скалолазанье. Почему бы тогда акробатике не стать его частью? Хотя бы декоративно-прикладной? Решение, в любом случае, принимать вам - то есть тем, кто занимается паркуром / фрираном, но, повторяю, не стоит своими высказываниями ограничивать других людей.

Теперь я перейду к, собственно, различиям, приводимым людьми, являющимися официальными и достаточно известными представителями паркур-сообщества. Мониторинг различных веб-ресурсов (в том числе не только русскоязычных), посвященных тематике паркур / фрирана не дал никаких результатов, кроме ведущихся повсеместно дискуссий о различиях и принадлежности, которые, кстати, ни к чему не приводят. Доводы, приводящиеся на этих ресурсах являются субъективными и не могут в полной мере являться истиной и восприниматься всерьёз.

ПКСПА - Санкт-Петербургская Ассоциация Паркура.