Купить или продать магазин, аптеку, салон красоты, автосервис, шиномонтаж, кафе, ресторан, прачечную, парикмахерскую…. или выгодно инвестировать деньги в промышленность, строительство и другие сферы бизнеса , - приобретение бизнеса, приносящего прибыль, мечта большинства людей. Почему многие предприниматели хотят приобрести уже готовый бизнес, а не открывать свой с «нуля»?  Их можно понять, ведь нет необходимости придумывать что-то новое, не нужно тратить свои силы, нервы и время, отпадает необходимость создания бизнеса и его первоначального развития, закупки оборудования, переговоров с поставщиками. У продавца бизнеса есть свои мотивы - в результате сделки он получает определенную сумму, которую можно вложить в новый проект, который ему кажется более перспективным. Но мысль о том, что можно продать либо приобрести сам бизнес, многих ставит в замешательство.

Слишком сложной видится процедура, неясными критерии оценки. Продажа бизнеса сложно сравнима с продажей каких-либо товаров и услуг, поэтому и способы этой продажи весьма отличаются от традиционных. В России, смена собственников уже не редкое явление. Так или иначе, свой, российский опыт в этой сфере уже накоплен и обобщен, приведен в соответствие с законами и применяется на практике. Рассмотрим наиболее распространенные стадии, предшествующие сделке продажи-покупки готового бизнеса. Первая стадия - это анализ существующего бизнеса. Продавец проводит анализ со своей стороны, пытаясь в конечном итоге выставить на продажу максимально эффективный проект.

Для того, чтобы это сделать, продавцу понадобится провести тщательный анализ как положительных, так и отрицательных сторон. Для покупателя проведение тщательного глубинного анализа необходимо для определения целесообразности совершения сделки. Для того, чтобы избежать потерь и разочарований от приобретенного бизнеса в дальнейшем, нужно оценивать перспективы роста и развития бизнеса, рынков сбыта продукции предприятия, а также деятельность компаний-конкурентов. Важно обращать внимание не только на явные, но и на скрытые риски. Только профессионально проведенный анализ всех аспектов позволит заранее предвидеть возможные проблемы.Следующая стадия касается исключительно продавца готового бизнеса.

Его задачей является необходимость оценить свой бизнес для последующей продажи. Стоимость покупки готового бизнеса, это не столько стоимость товарных запасов и оборудования. Покупая готовый бизнес, покупатель всегда платит дополнительно за опыт, знания и навыки предыдущего владельца, за репутацию бизнеса, которой он смог достигнуть, за положение предприятия на рынке.В рамках третьей стадии, покупатель и продавец разрабатывают четкую стратегию купли-продажи. Переговоры - одна из наиболее важных стадий.

На этом этапе покупатель и продавец уточняют все нюансы относительно сделки, определяются обязательства сторон и сроки их исполнения. Кроме того, именно на стадии переговоров продавец окончательно определяется с ценой собственного бизнеса. Последний этап включает в себя юридическое оформление сделки. Согласно предварительным договоренностям покупатель оплачивает покупку бизнеса. После получения всей суммы, продавец подписывает все документы, необходимые для передачи бизнеса новому владельцу. В завершении сделки покупатель обращается к государственным органам для регистрации приобретенного предприятия.

Вообще, покупать бизнес проще через бизнес-брокеров, так как только профессионалы могут успешно проверить все данные. У бизнес-брокеров накоплен портфель потенциальных покупателей, готовых приобрести успешно работающий бизнес. Также как агенты по недвижимости, брокеры - это эксперты,  связующие продавца и покупателя, и оказывающие помощь в сопровождении и заключении сделки.