Давно не был в гостях у приятеля. Приглашал он меня еще на новоселье. Помню, как радовался новой квартире. Правда, проскальзывали и нотки огорчения: уж очень нелепая планировка. Крохотная прихожая, а из нее три двери: в кухню, маленькую и большую комнаты. А из большой еще одна дверь – в среднюю. В общем, не квартира, а сплошные входы и выходы.

Было это лет пятнадцать назад. И вот я снова в гостях у приятеля. Не узнать помещения! Три отдельные комнаты, длинный и просторный холл, кончающийся огромным чуланом. И вообще как-то приятно, уютно.

– Нравится, да? – спросил он, заметив мое удивление. – А ведь я только одну стенку новую поставил.

Не расскажи он и не покажи, что к чему, ни за что бы не догадался.

– Знаешь, какая была главная проблема? – объяснял приятель. – Достать дверь! Помнишь, какими они были дефицитом? Вот я и решил отказаться от нее, повесить вьетнамскую циновку. Когда-то они были в каждом мебельном магазине. Эффект получился неожиданным. Квартира стала казаться уютнее, чем была.

Тут пришла моя очередь заинтересоваться легкой и проницаемой занавеской. Вроде бы ничего особенного. Она даже не закрывала полностью проем: 4–5 ниток перехвачены декоративным шнуром и забраны вбок. Все пространство за ней легко просматривается. И тем не менее, холл сразу поделился на две самостоятельные половины. Одна из них стала действительно прихожей, другая превратилась в часть комнаты.

Все это повлекло и новую расстановку мебели. В первой половине удобно встала вешалка, во второй – книжный шкаф, секретер. И все было на своих местах. А не будь цветной циновки? Соседство вешалки и книжного шкафа показалось бы по меньшей мере странным. Вот о занавеске я и хочу поговорить. Именно она – легкая, прозрачная, даже не перегородка, а только намек на нее – «сделала» интерьер!

Мы привыкли к надежности, фундаментальности, основательности. Уж если стенка – прочная, уж если дверь – на запоре. А между тем достаточно только иллюзии, намека преграды – воображение дополнит недостающее. Этим приемом нередко пользуются в театре. Но почему бы не перенести его в жилую квартиру? Суть его в том, чтобы не перегораживать помещения в реальности, а лишь обозначать перегородку.

ширма Такую иллюзию и создают ширмы . Каких только их видов и рисунков не было когда-то! Их матерчатые створки служили полем для самой безудержной фантазии художника. «Легкомысленные» ширмы, рассекая пространство, делают его интереснее, разнообразнее, они привносят в интерьер некую игру, загадку. И уж во всяком случае разрушают его унылость. Современные дизайнеры охотно пользуются ширмами для создания в квартирах новых планировочных и цветовых решений.

Возвращаются не только ширмы. Еще один вид «загородок» – балдахины над кроватью. Уж на что, казалось бы, древняя архаичная деталь, знакомая, скорее, не из жизни, а по иллюстрациям к сказкам Перро: они обязательно присутствовали в спальнях принцесс. А теперь полистайте любой журнал по современному интерьеру: что ни спальня, то балдахин. Правда, это уже не тяжелые массивные сооружения с пышными золотыми кистями, а легкие занавески, прикрывающие лишь изголовье кровати. Но цель-то одна: сделать спальню самой укромной частью помещения, квартиры.

Не думайте, что это нечто сложное, дорогое. «Рукастый» хозяин сможет сделать ее и сам. Над кроватью выгибается металлическая трубка, концы ее крепятся к стене, на трубку навешиваются кольца. Два полотнища по бокам – вот и достигнута цель. Обычно ткань остается распахнутой, но можно ее и закрыть…

Чуть сложнее сделать балдахин над софой. Здесь шире пространство, а потому и ткань надо вешать уже не поперек, а как бы вдоль мебели. Но и с этим справиться несложно. Надо приладить к стене деревянную рейку, а по концам ее под прямым углом прикрепить две короткие деревянные штанги. Получается нехитрый каркас. Дальше уж – женское дело: присобрать, окантовать либо каким-то иным образом украсить ткань, а потом просто накинуть ее на штанги. При этом передняя часть полотнища должна спускаться над софой. Два куска материала крепятся к боковым штангам. А в результате получается своего рода «шалашик», в котором, как известно, рай.

И совсем неожиданное решение я увидел еще у одного моего знакомого. Он сделал балдахин над … окном! Мне это показалось поначалу странным. Но тот предложил зайти за ткань… Там оказалось кресло! Дал мне в руки книгу. Хитрец! Квартира у них с женой однокомнатная, живут, как говорится, душа в душу. Но даже при самых идиллических отношениях иногда появляется желание побыть наедине. Вот он и устроил себе «тайную» комнатку. Присмотревшись, я понял, что это даже красиво: разнообразит интерьер, делает помещение зрительно больше. Смастерил он такую оригинальную занавеску сам уже известным мне способом: выгнул обручем металлический прут, концы его закрепил в стене. Кольца, два полотнища – вот и укромный уголок у окна.

Занавески, ширмы, балдахины … Это не просто «ретро», но и некоторые крупицы роскоши, известной нам по старым картинам, иллюстрациям. Вкусы изменились, но тяга к изящной жизни все же осталась. И не будем вкладывать в эти слова иронический смысл! Перешагнув через аскетичный и лаконичный конструктивизм, люди возвращаются к старому, доброму барокко. Пусть хоть и в интерьере. То, о чем шла речь выше, и есть элементы такого вот «интерьерного» барокко, которое завоевывает все больше поклонников.

Автор: Илья Греков
Источник: http://www.salon.by/