Основным оружием в завоевании сердец и бумажников потребителей отечественные маркетологи считают создание сильного бренда, который учитывает национальную ментальность. И хоть почти все успешные отечественные бренды созданы за западными технологиями, немало проблем могут возникнуть у владельцев некоторых торговых марок через недостаточное внимание наших предпринимателей к пустякам, связанных с созданием и регистрацией собственного бренда.

Давно замечено, что товары национальной марки в любой стране покупаются лучше, чем заграничные. Скажем, во Франции продаются больше автомобилей Citroen, чем где угодно в мире, а в России по объему продаж с папиросами “Прима” не может сравнится ни одна мировая марка. Поэтому создание национального бренда, который воспринимался бы как свой, кажется важнейшим заданием не только для отечественного производителя, но и для заграничного инвестора, который стремится закрепиться на внутреннем рынке.

Бренд (из англ. brand) - клеймо, головешка. Первоначально начал употребляться в скотоводстве, когда владельцы отар метили свой скот особенным клеймом для распознавания. Специалисты по маркетингу отмечают необходимость проведения четкого предела в толковании понятий “товара” и “бренда”. “Товар, - указывают они, - можно почувствовать, притронуться к нему, увидеть. Он имеет физические свойства, может существовать в разнообразных моделях, отличаться ценой и другими характеристиками. Бренд - это что-то больше товара. Бренд - это то, что потребители чувствуют к продукту; это - привязанность к нему, персональные качества, какие они приписывают продукту, доверие и преданность, что они предоставляют изделию”.

Благодаря бренду любой товар может иметь свой образ, и если этот образ позитивен, товар получает дополнительные преимущества в сравнении с конкурентами. А именно это и является основным заданием бренду. Чтобы достичь такого эффекта, бренду должны быть присущи некоторые особенности, не свойственные товару.

Первой из них является его внутренняя составляющая: как он выглядит, возможно, даже пахнет или звучит (например, когда видишь девиз “Всегда “Кока-кола”, сразу вспоминается мелодия этой песенки). Дальше бренд должен указывать на преимущества данного товара над аналогичным “безымянным”, а также целеустремленно влиять на эмоции, настроение потенциального потребителя. Следовательно бренд - это своеобразная аура, “душа” товара, которую необходимо создать и заложить в сознание покупателя. Если это прибегает, то бренд предоставляет продукту дополнительной привлекательности, а кое-где - приобретает незаурядную “самостоятельную” ценность.

Чтобы создать собственный бренд, состоятельный обеспечить товару ожидаемый рыночный успех, необходимо осуществить систему мероприятий, которую специалисты называют брендингом.