Поговорим об образовании. Новые поколения смогли опираться на опыт прежних покалений а значит избавить себя от необходимости повторно изобретать велосипед. Современное общество называют информационным. Информация сегодня для общества главная ценность. Кто владеет ей, тот владеет и миром. Так что такое образование? В конечном счёте, любая система образования - это механизм передачи информации и способов её обработки от поколения к поколению. И если биологическую жизнь человеку дают родители, то его социальная жизнь немыслима без учёбы.

Как мать вскармливает ребёнка телесно, так университет даёт студенту духовную пищу, думали в средневековье. Тогда же и прозвали университет кормящей матерью - Alma mater. Прошли века, высшее образование изменилось, а слова эти стали крылатыми.

Общество развивалось, образование не стояло на месте, а стремилось удовлетворить потребности человечества. Подходы были разными, потому универсальной системы образования нет и быть не может. В каждой системе образования имеются свои достоинства и недостатки. Во-второй половине 20-го века перед отечественными учёными поставили цель: подготовить проект реформирования советского образования с тем, чтобы сделать его передовым в мире.

Никиту Сергеевича успокоили. Реформировать, мол, ничего не надо, СССР - впереди планеты всей. Впрочем, как всегда и во всём. Недаром он и в войне победил, и спутник в космос запустил, и самой читающей страной является. И с этим не поспоришь.

Но времена меняются. Советская система образования не отвечала современным требованиям. Нужна была реформа образования. Дебаты шли по другому поводу - как именно реформировать. То ли перекроить систему на иностранный манер, то ли взять оттуда какие-то отдельные элементы. Да, выбирать было из чего. Республики-союзники пошли каждая своим путём. Так что нынче на постсоветском пространстве большое разнообразие.

В Туркмении, например, недавно среднее образование было 9-летним, как базовое образование в Беларуси. В России обязательным является среднее образование, но 12-летнее. Это только некоторые примеры. Где лучше? Как обычно - там, где нас нет. Результаты реформ трудно считать удовлетворительными.

Образование и бизнес - отдельная тема. Высшее образование получить довольно престижно. Ощутив выгоду, бизнес успешно внедрился в систему образования - возникли коммерческие ВУЗы. Качество образования в них зависит от многих факторов. Кое-где это скрытая продажа дипломов за деньги, кое-где вполне солидные ВУЗы. Образование и бизнес “подружились” и другим способом - при помощи репетиторства.

Мероприятия, в одной стране эффективные, не являются эфективными в другой. Высшее образование в Беларуси получить можно, на данный момент, лишь одним способом - пройти централизованное тестирование. Тестирование ввели для максимально прозрачного поступления. Его по праву можно считать очень успешным решением проблемы коррупции. Подобным путём пошла Россия с единым государственным экзаменом (ЕГЭ), но… Не только охота или рыбалка в России имеет национальные особенности. Коррупцию пока не смог остановить даже ЕГЭ. И тестирование имеет серьёзные недостатки.

Не случайно опрос на сайте “Alma Mater” показывает, что большинство посетителей поддерживает вступительные экзамены. “На верном ли мы пути? ” - таким вопросом задались белорусские власти. В итоге реформа образования в Беларуси была скорректирована. От перехода на 12-летку. Среднее образование в Беларуси, как и до реформы, будет 11-летним. Что резонно - больших плюсов нет, а граждане этого мероприятия не поддерживали, о чём свидетельствуют и итоги опроса. А вот ликвидация классов c углубленным уровнем изучения предметов выглядит необдуманным действием.

Неудача реформирования в значительной степени возникает из-за недостаточной его продуманности. Если непрочно хоть одно звено - рвётся вся цепь. В 1990-х в Беларуси хотели перейти на двухуровневое высшее образование. Для этого часть ВУЗовской программы решили перенести в школу. Для этого был нужен 12-й год обучения в школе и профильное обучение в старших классах… Когда двухуровневое высшее образование не дало результатов, убрали 12-й год. Заодно с профилями решили отказаться и от традиционных математических и прочих специализированных классов.

Просчёты надо исправлять. Россия будет решать проблемы, связанные с недостатком средств на обязательное 12-летнее образование. Беларусь - вопросы, связанные с уместностью тестирования и - рано или поздно - восстанавливать профильные классы. Само реформирование образования - явление нормальное. Через это проходит всё образование в мире, даже парижская Сорбонна. Ненормальны лишь плохо продуманные реформы, реформы ради реформ. Есть универсальное правило: прежде чем резать, надо отмерить.

Источник: http://am.zoomby.org/