Развитие красноярского рынка коммерческой недвижимости зависит от активности федеральных операторов. Торговых площадей на душу населения в России меньше, чем в любой европейской стране. “Обеспеченность торговыми площадями на тысячу человек населения в Польше или Венгрии в шесть раз выше, чем в России, и рынок там не считается перенасыщенным, - говорит начальник отдела маркетинга группы компаний “Стройинрос” Александр Дудин. - Красноярску далеко даже до Москвы, сейчас в городе на тысячу человек приходится80 кв. м торговых комплексов, в регионах бум строительства торговых центров ещё впереди”.

Именно торговый сегмент российского рынка коммерческой недвижимости сейчас развивается наиболее динамично. Это направление привлекает инвесторов высоким уровнем рентабельности и короткими сроками окупаемости.

В Красноярске ситуация такая же, как и в целом по стране, с той лишь разницей, что удалённость города от столицы сдерживает развитие других сегментов рынка коммерческой недвижимости.

Согласно исследованию, проведённому “Монолитконсалтингом”, в Красноярске на тысячу человек приходится всего 82 кв. м торговых площадей, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 365 кв. м. Современных торгово-развлекательных комплексов в Красноярске попросту нет. Этот вид коммерческой недвижимости представлен торговыми центрами советских времён (ЦУМ и ТЦ “Красноярье”) и реконструированными зданиями бывших заводов (”ТК на Свободном”, “Квант”), Их характерные особенности - неудобная навигация внутри комплекса, утомительные переходы, недоступные для покупателя зоны, случайный набор операторов.

Современный же торгово-развлекательный комплекс имеет чёткую концепцию и планировку, продуманную схему передвижения покупателей с помощью эскалаторов и лифтов. В проекте должна быть предусмотрена развлекательная составляющая, именно она работает на создание основного потока посетителей. В такой комплекс идут не только за покупками, но и фильм посмотреть, и в боулинг поиграть, и в ресторане поужинать.

Современные торгово-развлекательные комплексы подразделяются на четыре категории. Самые крупные - шопинг-молы городского значения - работают на всё население города. Такие комплексы обычно строятся в один этаж, имеют большую парковку, удобные подъездные пути. Это определяет их местоположение: в центре города построить подобный торговый центр невозможно. “Крупные торговые центры располагаются в отдалённых районах, как, например, ТК “Восточный” на КрасТЭЦ, АЛИИ и “Метро кэш энд керри” в Солонцах, - отмечает главный специалист по маркетингу ООО “Монолитхол-динг” Дмитрий Тронин. - В центральной же части города оправдан бутиковый, элитный вид торговли, не предполагающий массового потока посетителей”.

Помимо торгово-развлекательных центров общегородского масштаба эксперты выделяют торговые объекты районного и микрорайонного уровней, а также “магазины шаговой доступности”. Девелоперы занимаются строительством и развитием объектов первых трёх уровней, магазины “шаговой доступности” редко представляют собой отдельный проект, обычно они располагаются на первых этажах жилых новостроек.