Не каждый день мы сталкиваемся с экспертизой товара, экспертизой проведенных кем-то работ в квартире или экспертизой договора . Но когда наступает такой случай, желательно уже быть к нему подготовленным и знать что делать, к кому обращаться.

Эта статья посвящена обзору некоторых случаев на рынке потребительских товаров и услуг, когда может потребоваться проведение независимой экспертизы, здесь мы дадим полезные советы.
Итак, рассмотрим ситуацию на примере покупки в салоне дилера новенького автомобиля. Радость от егоприобретения может вдруг немного омрачиться проблемами по тормозной части, а проще говоря, тормозные колодки перестают выполнять свою функцию так, как это должно быть у нового автомобиля, соответственно повышается риск создания аварии на дороге.

При обращении в сервисный центр с целью замены нам говорят, что гарантия не распространяется на такие запчасти, как колодки, свечи, расходные материалы, и вдобавок хамят. Что делать? С досадой уезжаем, потеряв время и думая, что придется покупать новые за свой счет. Ситуация более, чем жизненная. Звоним в салон, рассказываем девушке с приятным голосом что случилось, нас вежливо выслушивают, понимают, входят в наше положение, но помочь ничем не могут, проще говоря, посылают куда подальше и желательно наподольше. После чего возникает желание наказать представителей фирмы продавца и сервис-центра, дабы не повадно было так общаться с клиентами в дальнейшем, да и вообще.

Наказать отступников можно попытаться следующим образом. Для начала, после устного отказа в замене колодок, нужно попытаться получить от сервис-центра или салона-продавца автомобиля бумагу о том, что данный ремонт не есть гарантийный случай. Это пригодится в дальнейшем как доказательство. Затем вызываем эксперта независимой экспертной организации на осмотр автомобиля, который определит и зафиксирует в экспертном заключении причину данного дефекта автомобиля – скорее всего заводской брак. Обратиться можно например в ООО «ЭкспертКонсалтинг» http://expertizy.ru/p10.htm После чего вручаем представителю продавца автомобиля письменную претензию под подпись на копии с просьбой (требованием) устранить недостаток автомобиля, произошедший по вине производителя, в минимальный срок, объективно необходимый для устранения этого дефекта, с учетом обычно применяемого способа устранения таких дефектов (согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Либо направляем эту претензию почтой заказным с уведомлением и описью вложения в случае каких либо затруднений.

У противной стороны есть время на то, чтобы заменить колодки и сделать инцидент исчерпанным. Однако, не забывая о гордом политическом и географическом названии местности, в котором мы живем, приготовимся к самому худшему, а именно к отказу идти навстречу покупателю и хоть немного облегчить ему последствия покупки столь дорогого чуда автомобильной техники.

Выждав некоторое время с момента вручения претензии можно самостоятельно заменить колодки или сделать это с помощью специалиста (лучше сервис-центра). От специалиста желательно заручиться бумагой о том, что заменены такие-то колодки, причина выхода которых из строя – заводской брак, или что-то подобное. Обычно это акт диагностики. Далее можно подавать исковое заявление в суд по месту вашего жительства или месту нахождения ответчика с просьбой взыскать с ответчика убытки в виде стоимости тормозных колодок и работ по их замене в сервис-центре, суммы оплаченной экспертизы, неустойку по 1% в день от цены всего автомобиля, судебные расходы на юриста. Если есть подтвержденные моральные неудобства, то их тоже можно во сколько-нибудь оценить и присовокупить. Для пущего восстановления справедливости иск можно подать от общественной организации, коих в Москве сейчас образовалось довольно много. В этом случае продавец авто попадает на 50% штраф от присужденной истцу суммы. Половина штрафа идет государству, а половина общественной организации, обратившейся с иском в суд (п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Перспективы выигрыша дела в рассмотренной ситуации хорошие в том случае, если за дело возьмется грамотный юрист, специализирующийся на таких спорах, при условии справедливого суда.

Еще одна примерная ситуация, где экспертиза необходима. Заказали по договору ремонт квартиры, подрядчики работу выполнили на троечку с натягом, что-то сделали неправильно, где-то сэкономили на материале, а к чему и вовсе не притрагивались. Явные недостатки вы отметили сразу при подписании акта сдачи-приема работ. Теперь же обнаруживаете с каждым днем все новые и новые, да такие, что подскакивает давление и подкашиваются ноги, это при том, что деньги на ремонт уже потрачены, отложенные с таким трудом. Вызываем независимого эксперта, можно также из ООО “ЭкспертКонсалтинг» http://expertizy.ru, который фиксирует все недостатки работ и причины их возникновения, не лишним окажется и расчет исправления дефектов (последующих вложений), заручаемся его поддержкой на суде в случае необходимости. Далее, направляем претензию фирме с требованием исправить последствия некачественно проведенных работ. После отказа или игнорирования в течение обозначенного Вами в требовании срока, обращаемся с иском в суд. Просим взыскать сумму, уплаченную за некачественные работы, убытки, возникшие или которые возникнут впоследствии на восстановление статуса кво, неустойку в размере цены работ, если прошло более 34 дней с момента получения фирмой претензии, вред здоровью с приложением подтверждения (больничный лист с указанием причины, справка врача), штраф.

В этих двух описанных случаях экспертиза нужна как одно из доказательств, которые оценивает в своей совокупности суд, экспертиза поможет установить истинную причину возникновения дефектов и наказать виновника. Расходы, понесенные на нее, как правило, взыскиваются судом.

Николай, генеральный директор, юрист, г. Москва