Интересный обзор рынка офисных и канцелярских товаров в России опубликован на сайте журнала «Канцелярское обозрение». По оценкам экспертов на канцелярском рынке в ближайшие годы ожидается значительный рост. Канцелярские товары воспринимаются теперь потребителем как неотъемлемая часть потребительской корзины.

В связи с открытием новых компаний рынок канцтоваров в России растет быстрыми темпами. Годовой рост потребления составляет примерно 15%, хотя по сравнению с западными странами спрос остается довольно низким.

Основными особенностями канцелярского рынка России являются почти полное отсутствие крупных брендов и слишком длинный путь от производителя к конечному потребителю. Прослеживается рост потребления более дорогих товаров. При этом импорт растет, а экспорт имеет тенденцию к сокращению.

Российским производителям принадлежит рынок товаров с относительно простой технологией производства. На рынке товаров более сложных технологий лидируют производители из стран юго-восточной Азии. Специалисты считают, что характерной тенденцией на рынке является рост доли российского производства. Особенно среди тех групп товаров, где оборот является максимальным.

В 2005 году годовой оборот рынка канцелярских товаров и офисных бумаг составлял примерно в 750 млн. долларов.
Ежегодный прирост рынка канцтоваров составляет 20%. Заметно возросла доля продаж более дешевой российской бумаги, которая постепенно вытесняет импортную бумагу. При покупке офисной бумаги типичный покупатель руководствуется ценой и качеством, причем качество в настоящее время выходит на первое место.

Довольно большой объем рынка канцелярских принадлежностей приходится и на долю пишущих товаров, для производства которых необходимо очень сложное и дорогостоящее производство, требующее значительных инвестиций, поэтому они в основном импортируются.

По производству пишущих принадлежностей на первом месте находятся европейские, затем азиатские, и на последнем месте российские производители.

Низкая культура потребления канцелярских и офисных товаров является еще одной причиной, сдерживающей
увеличение рынка в регионах и в столице. В других странах подавляющая часть организаций заказывает канцелярскую продукцию с собственным логотипом, нередко
используя ее как сувениры и подарки. Отсутствие у нас подобной корпоративной культуры
приводит к тому, что большую долю рынка в России занимает китайская продукция.

Подводя итог, можно сказать, что, не смотря на то, что Российский рынок канцтоваров относительно молод, он имеет большой потенциал развития за счет роста числа корпоративных потребителей, воспринимающих эти товары как неотъемлемую часть своей потребительской корзины.