Что из себя представляют окна в домах и квартирах и для чего они? Насколько важны для человека деревянные, пластиковые и алюминиевые окна? Почему в разное время, в разных культурах и у разных народов окна были и остаются очень важным элементом архитектуры и даже сакральным символом в литературе и искусстве?

В мире существовали и существует огромное количество разных культур, и типология окон необозрима. Но, при всём бесконечном разнообразии форм окон, оно для всех нас одно. Это - естественнейший и глубочайший символ нашего сознания, заложенный до рождения. И даже в детстве в первом же рисунке домика появляется перекрещенный двумя линиями квадратик.

В этимологии принято считать, что слово “окно” происходит от слова “око”, которое имеет индоевропейские корни, то есть встречается почти во всех языках мира.

Связь окна и ока очевидна, и не только в русском языке. В этом смысле интересно обратить внимание на этимологию слова “окно” в других языках.

На древнегреческом языке окно обозначается как “дверца”. По-болгарски оно означает “прозорец”. Английское window в своём первоисточнике переводится как “ветровой глаз” - то есть, отдушину, что соответствует архитектурным формам времени формирования языка. Во французском языке есть слово “lunette”, которое переводится как “круглое окошко, глазок” но, и одновременно — луна.

То есть, для нас, “окна” - это глаза дома.
Окно - это часть дома. Дом для человека - это его вселенная, его мир. И окно является для нас символом неба, солнца, символом связи с внешним миром. Не случайно дети рисуют окна в виде лица или глаз дома. У древних славян изба была моделью Космоса. Дом представлялся макетом мироздания, земля - пол, небо - крыша, страны света - стены.

В языческой мифологии представление о Вселенной было как о “тереме Божьем” с Солнцем - небесным оком, что согласуется с мифологией дома с окном.
В деревнях очень часто можно было встретить на ставнях изображение солнца или даже солнца с глазом, а иногда форма окна имитировала глаз и солнце. Изначально окна у славян выходили внутрь двора, а когда их стали ориентировать наружу, то усиленно окружали магическим орнаментом и резьбой, так как символическая связь с миром мертвых осуществлялась через окно. Здесь становится более понятной связь окон с идеей смерти, если вспомнить этимологию слова “окно” (окно - око) и представление о сне и смерти как о закрывании глаз и о смерти как о сне. И только в России есть свои уникальные формы существования окон: наличники деревянных домов и неорусский стиль.

Источник: http://www.winguild.ru