Проблема оптимизации взаимоотношений бизнеса и власти – крайне актуальна на сегодняшний день в России. Что может предложить бизнес власти в данной области? Создание эффективного рынка межкорпоративных и межгосударственных закупок с помощью электронных площадок. Именно электронные площадки могут способствовать решению одной из важнейших проблем современности – коррупции: то есть незаконного использования чиновниками своего положения для продвижения выгодных контрактов для «своих» бизнесменов за определенную мзду. Особенно это актуально для самой закрытой и, соответственно, самой коррумпированной сферы – закупочной деятельности для нужд государственных организаций и естественных монополий. Использование технологий XXI века могут кардинально изменить ситуацию.

Практика показала, что проведение государством форвардных и фьючерсных контрактов малоэффективно. Государство должно производить закупки на спотовом рынке продукции сегодняшнего дня по мере необходимости и по мере поступления инвестиций в бюджеты всех уровней. Давайте рассмотрим ситуацию на простейшем примере: государство весной заключило фьючерсный контракт на поставку нефтепродуктов осенью, однако к этому времени года цена выросла, произошли изменения в системе налогообложения, и в результате возникла серьезная разница между оплаченным фьючерсом и отгруженным товаром. После возникновения подобных ситуаций, принесших реальные убытки, ни государство, ни продавца больше не заставишь использовать такой механизм закупок.

Кроме того, надо отчетливо понимать, что биржа, в силу специфики своего устройства и проведения на ней торгов, является механизмом зарабатывания денег с объема продаж и повышение заработной платы существенного количества сотрудников, занятых в данной отрасли, что объективно влечет за собой повышение цены приобретаемого на ней товар. На бирже есть возможность «игры» с ценой товара, «раскачивания» рынка как в сторону предельно высоких котировок, так и в сторону предельно низких (правда, для нефтепродуктов на мировых рынках в последнее время преобладает только первая тенденция). Есть все основания опасаться, что в момент закупки государством больших объемов нефтепродуктов из-за использования инсайдерской информации может произойти стремительный и необоснованный объективными причинами (запасами, погодными условиями и иными) рост цен. Я сомневаюсь, что подобный ситуация устраивает государство.

С помощью электронных торгов госсзакупки проводятся со степенью открытости гораздо большей, чем у конкурсов или биржевых торгов, для которых, к сожалению, существует масса возможностей обойти правила. Электронные площадки – оптимальный вариант для того, чтобы сделать закупки открытыми и прогнозирумыми (во всех видах закупок: и по строительству дорог, и по созданию другой инфраструктуры) в любой момент, на любой стадии процедуры закупки. Открытость достигается не тем, что создаются дополнительные комиссии или организуются дополнительные проверки, привлекаются дополнительные ресурсы, – а самой технологией торгов. Здесь все процедуры абсолютно открыты: покупатель выставляет свои требования, продавцы называют цены товара и всем видно в режиме реального времени - кто победит, с кем будет заключена сделка и на каких условиях.

Для коррупции, сговора или организации еще чего-либо предосудительного или незаконного просто нет места. Коррупция не выживет в такой ситуации, когда все участники торгов как на ладони.

Экономическая выгода проведения электронных торгов может быть менее заметна для рынка труда при заключении небольших сделок. Однако при заключении контрактов на сотни миллионов рублей, когда проводятся открытые конкурсы, в которых без лишних ограничений могут участвовать любые организации, в том числе и иностранные, суммы экономии государственных средств могут достигать достаточно больших размеров. Например, при бюджете России в 2 триллиона рублей экономия может составить сотни миллиардов рублей! Правда, речь идет лишь о таких электронных площадках, которые созданы именно для оптимизации торгов и придания им настоящей открытости и предсказуемости.